Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Военные преступления на Украине

Военные преступления на Украине

Вооруженный конфликт в Украине еще не прекратился, но уже сейчас назрела необходимость фиксации и защиты гражданского населения от военных преступлений. Для правового регулирования данного вопроса нужно для начала определиться с основными понятиями и обстоятельствами вооруженного конфликта.

3225 просмотров
0 Комментариев

Правовые гарантии внешних инвестиций

Правовые гарантии внешних инвестиций

Данная статья посвящена обзору гарантий, предоставляемых внутренним законодательством Российской Федерации и международными двусторонними и многосторонними обязательствами.

Для начала рассмотрим внутренние меры защиты и охраны внешних инвестиций. Все гарантии представлены в Федеральном законе от 9 июля 1999 года №160-ФЗ.

3983 просмотров
0 Комментариев

Правовой статус военного атташе

Правовой статус военного атташе

Публикации, посвященные  военным атташе, довольно редки. Единственное наиболее полное исследование было опубликовано в 1959 году в швейцарском научном сборнике под названием «Der Militärattaché, seine völkerund landesrechtliche Stellung mit besonderer Berücksichtigung der Schweizer Verhältnisse». Это скорее всего объясняется разведовательными функциями дипломатического агента. Однако правовой статус военных атташе вполне возможно, что обеспечивается соответствующей информацией: а именно нормативный правовой материал, который закрепляет международно-правовой статус военного атташе, а также другие источники, связанные с ним. Наиболее важным документом, закрепляющим данный статутс является Венская конвенция "О дипломатических сношениях" от 18 апреля 1961 года в статье 7. Как и другой дипломатический представитель военный атташе обладает привилегиями и иммунитетами - следовательно на него также распространяет свое действие Венская конвенция о предотвращении наказаний и преступлений против лиц, пользующихся международной защитой 1973 года. Национальное законодательство также регулирует ряд вопросов: Указом Президента РФ учреждаются аппараты военных атташе при Посольствах Российской Федерации в различных странах, Положения о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и о Посольстве. Далее рассмотрим определенную специфику функций  военного атташе, отличающего его от других дипломатических представителей.

6237 просмотров
0 Комментариев

Лихачество в открытом море

Лихачество в открытом море

Режим открытого моря подразумевает широкий спектр действий и прав (свобод) для всех государств, однако существовало немало случаев когда военные единицы отдельных стран не должным образом используют данные "свободы". Речь идет о так называемом лихачестве военных кораблей, самолетов и иной военной техники в пределах открытого моря. С позиции международного права данные действия расцениваются не как использование свободы судоходства и свободы полетов, а как безрассудительное поведение, неприемлимое для современных государств и всего международного цивилизационного сообщества, поставившее перед собой общую цель - сохранение мира и безопасности. Данное лихачество можно расценить так же как и нарушение международных норм универсального характера, так и отдельно взятых договоров. Так Конвенция ООН по морскому праву в статье 87 указывает на не абсолютный характер свободы открытого моря, указывая государствам, что они должны использовать данное пространство должным образом, в соответствии с другими международными нормами, не затрагивая интересов других государств и не нарушая их суверенитет. Другим примером является российско-американское соглашение о предотвращении опасной военной деятельности, подписанное в Москве 12 июня 1989 г. Данное соглашение прямо предписывает  вооруженным силам каждой из стран проявлять «величайшую осторожность и благоразумие при деятельности, осуществляемой им вблизи» друг друга (ст. III). В мирное время категорически запрещено создавать помехи «сетям управления, которые могут причинить вред или нанести ущерб» технике или персоналу иностранных вооруженных сил (ст. VI). 

 

3854 просмотров
0 Комментариев

Репатриация украинских беженцев

Репатриация украинских беженцев

Правовой статус беженцев закреплен в Федеральном законе от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах". Однако срока пребывания в данном нормативном акте не устанавливается. В соответствии с  Федеральным законом "О правовом  положении иностранных граждан" срок пребывания ограничен 90 сутками. Существует ли нормативное обоснование репатриации беженцев, в ситуации, которая происходит в данное время? Кроме внутренних нормативных актов, данную сферу отношений регулируют международные договоры: Конвенция от 28 июля 1951 "О статусе беженцев". В данной Конвенции, статье 33 указывается, что "государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений". Аналогичное положение нашло отражение и в Федеральном законе "О беженцах": Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности. Все же права беженцев все больше конкретизируются, условия и порядок выдворения изменяется, вследствие чего проявляется тенденция к праву беженцев на укрытие как к "позитивному" праву, закрепленному в нормативных актах, а не основанному на гуманистических принципах.

3777 просмотров
0 Комментариев

Последствия денонсации договора о ликвидации РСМД

Последствия денонсации договора о ликвидации РСМД

Продолжением "острой" темы российско-американских отношений является вопрос  исполнения договора о ликвидации ракет малой и средней дальности между СССР и США, подписанный еще в 1987 году (далее РСМД). Уже не раз обсуждался вопрос о выходе Российской Федерации из Договора, как преемницы СССР. В данной статье постараемся отобразить возможные варианты отношений между государствами, в случае денонсации Договора со стороны Российской Федерации. 

4118 просмотров
0 Комментариев

Противоправность расширения НАТО

Противоправность расширения НАТО

Тема является весьма обсуждаемой и актуальной уже многие годы, но хотелось рассмотреть данный вопрос только с правовой стороны, провести именно юридический анализ действий  Организации Североатлантического договора по расширению числа-участников. О противоправности расширения НАТО можно сделать вывод, буквально изучив лишь основные принципы и цели, которые закреплены в Североатлантическом договоре. В преамбуле Договора говорится, договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами. Так основной целью ООН является согласно статье 1 Устава ООН поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.

2443 просмотров
0 Комментариев

Чьи доктрины являются источником международного права

Чьи доктрины являются источником международного права

Большинство сейчас существующих учебных пособий по международному праву совсем немного уделяют внимание доктрине как источнику международного права, обычно "копируя" статью 38  Статута Международного Суда Организации Объединённых Нации. Так согласно данной норме, к источникам права, которые применяет Международный Суд, относят доктрины наиболее квалифицированных специалистов в области публичного права. Однако вопросом, кого относят к наиболее квалифицированным специалистам международного публичного права, никто из авторов не задавался.

2953 просмотров
0 Комментариев