ГРИГОРЬЕВ Игорь Александрович, начальник филиала Федерального центра судебных экспертиз по Московской области при Минюсте России
1. Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2). Ст. 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (п. 2 ст. 55 Конституции РФ). В то же время, согласно ч. 2 ст. 45 «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом»[1]. Более того, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (п. 3 ст. 46 Конституции РФ)[2].
Российская Конституция содержит также прямое указание на судебную защиту каждому его прав и свобод (ч. 1 ст. 46), возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 1 и ч. 2 ст. 46)1. При этом каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48), в т.ч. предоставляемой (оказываемой) бесплатно, а также на возмещение государством среда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).
Следует иметь в виду (а на практике это нередко и бывает), что именно Президент Российской Федерации согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Тем самым, как бы организуя работу всего механизма защиты прав и свобод человека в нашей стране.
Возглавляя исполнительную власть, Правительство РФ, в соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ обязано осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан, делая это, в первую очередь, с помощью системы правоохранительных органов и создания надлежащих условий для жизни людей. Защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности Конституция России относит к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов (п. «б» ч. 1 ст. 72), оставляя в ведении самой Российской Федерации «регулирование и защиту прав и свобод человека, и гражданина; гражданство Российской Федерации; регулирование и защиту прав национальных меньшинств» (п. «в» ст. 71). Согласно «Общим принципам служебного поведения государственных служащих», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г., каждый государственный служащий призван исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих. Не стоит в стороне от защиты прав и свобод человека (а скорее наоборот, находится на острие решения этой проблемы) местное самоуправление в РФ и его органы, должностные лица.
Таким образом, на основе Конституции РФ, среди внутригосударственных гарантий защиты прав и свобод человека можно выделить следующие структурные элементы:
- судебная защита (правосудие) как наиболее эффективная и главная гарантия прав и свобод человека и гражданина;
- государственные институты несудебной защиты;
- неправительственные правозащитные организации;
- самозащита своих прав.
В Конституции Российской Федерации закрепляется право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Законодательство различает:
- общее право жалобы, которым обладают все граждане как таковые;
- специальное право жалобы, предоставленное гражданам, обладающим специальной правосубъектностью.
Общее право жалобы, реализуемое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, может быть подразделено на два вида:
- право на административное обжалование (в несудебном порядке);
- право на судебное обжалование.
Внесудебное обжалование не лишает гражданина права на судебную защиту прав и свобод. Законодательством установлен альтернативный порядок обжалования: гражданин по своему усмотрению может обращаться с жалобой непосредственно в суд либо вышестоящему в порядке подчинённости органу (должностному лицу). Если же орган или должностное лицо в месячный срок не рассмотрят жалобу, откажут гражданину в её удовлетворении, или гражданин не получит ответ на свое обращение, он вправе обращаться с жалобой в суд.
2. Как показывает практика, важную роль в деятельность по защите законных прав и интересов граждан и не граждан во внутригосударственной системе их защиты играет экспертиза, и именно судебная экспертиза. Это касается как важнейшего элемента этой системы судебной защиты[3], так и практически всех остальных. Судебная экспертиза (фр. expertisio от лат. expertus – опытный) – исследование специалистом (экспертом) возникающих при расследовании уголовного или гражданского дела вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства или религии).Правовые основы, принципы организации и основные направления судебной экспертизы определены в Федеральном законе от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Судебная экспертиза осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями (ст. 1 закона) и основывается на принципах: а) законности; б) соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридических лиц; в) независимости эксперта (экспертов); г) объективности; д) всесторонности и полноты исследования; ж) новейших достижений науки (ст. 4 закона).
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, юридических лиц должно быть главным условием судебно-экспертной деятельности (должно соблюдаться равноправие граждан, право на личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.д.). Под самой же судебной экспертизой подразумевается действие, состоящее из проведённых исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или религии, и которые поставлены перед экспертом судом, судьёй, органом дознания, лицом, проводящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Наиболее распространёнными ныне являются различные виды криминалистической экспертизы (почерковедческая, техническая экспертиза документов, трассологическая экспертиза следов, баллистическая экспертиза оружия, боеприпасов; судебно-медицинская, судебно-психиатрическая, судебно-техническая – по делам о нарушении правил техники безопасности, о пожарах, происшествиях на транспорте; судебно-экономическая, судебно-бухгалтерская и др.).
Вопрос о необходимости назначения судебной экспертизы решается следователем, прокурором, судом. Решение следователя, прокурора и суда, а равно несогласие с ним должно быть мотивировано. В случае недостаточной ясности или полноты заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, а если заключение будет признано необоснованным или вызывает сомнения в его правильности – повторная экспертиза, которая поручается другому эксперту[4]. Поскольку: а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (п. 2 и п. 3 ст. 49 Конституции РФ); б) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ); в) никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ч. 1 ст. 51 Конституции); г) федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (ч. 2 ст. 51 Конституции); д) государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба (ст. 52 Конституции РФ), и т.д., то роль судебной экспертизы значительно возрастает как со стороны обвинения, так и со стороны защиты.
3. Следует обратить внимание на следующий пробел в действующем законодательстве – эксперт, группа экспертов не вправе отозвать своё ранее подготовленное и направленное заключение. А между тем, и эксперт может ошибаться и самостоятельно выявить допущенные ошибки. Почему он об этом не может сообщить? В этой связи предлагается: ст. 8 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» дополнить следующим положением: «Эксперт вправе отозвать своё заключение, если уже после проведения судебной экспертизы у него появились обоснованные сомнения в полноте (достоверности) её результатов, что может повлиять на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу». Сделать это он вправе, например, в течение одного месяца после направления заключения в установленный орган.
4. Важнейшим механизмом внутригосударственной защиты прав и свобод человека и гражданина (судебный компонент) был и остаётся Конституционный Суд Российской Федерации. Как известно, правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной и коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан, а также суды любой инстанции и другие лица, указанные в законе (ст. 96 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1 -ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[5]). Закон не может быть обжалован вне связи с конкретной и реальной угрозой для прав и свобод человека и гражданина. Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан допустима при двух условиях:
во-первых, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, то есть именно те права и свободы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации;
во-вторых, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Следует иметь в виду, что в Конституционный Суд Российской Федерации могут быть обжалованы исключительно те нормативные акты, которые являются федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.
По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд России принимает одно из следующих решений:
- о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;
- о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации. В этом случае данное дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке, а судебные расходы граждан и их объединений подлежат возмещению в установленном законом порядке.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно не может быть отменено ни самим Конституционным Судом, ни другими органами государственной власти. Понятно, что и Конституционный Суд прибегает к тем или иным формам экспертизы, поскольку это повышает качество принимаемых решений (30№ жалоб в КС касаются нарушений социальных прав). Не будем забывать и о том, что в административном порядке могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица, в результате которых:
- нарушены права и свободы граждан;
- созданы препятствия для их осуществления;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Круг лиц, имеющих право подать жалобу не ограничен, и жалоба также может быть подкреплена результатами экспертизы. Жалоба подлежит разрешению в срок до одного месяца.
5. Государственные институты несудебной защиты прав и свобод человека в РФ также обширны и действуют с различной степенью эффективности. Все они пользуются экспертизой, в том числе судебной. К этим институтам следует отнести:
1. Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации[6] и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Речь идёт также и о нарастающем числе специальных уполномоченных: по защите прав детей, по защите прав бизнеса и предпринимательства, по защите вкладчиков и др.
2. Органы прокуратуры.
3. Министерство юстиции Российской Федерации.
4. Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации.
5. Комиссии по правам человека в субъектах Российской Федерации.
6. Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан.
7. Иные министерства, федеральные службы, агентства и ведомства Российской Федерации.
8. Политические партии (их в 20014 году Министерством юстиции было зарегистрировано 78).
9. Общественные организации.
Важную роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, их законных интересов играет Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), являющееся федеральным исполнительным органом власти, чья деятельность тесно связана с экспертизой. Наряду с осуществлением организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертных учреждений, Минюст России:
- проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства России (экспертиза законопроектов);
- проводит в установленном порядке правовую экспертизу проектов концепций и технических заданий, на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в план законодательной деятельности Правительства РФ (экспертиза концепций, доктрин);
- принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним (экспертиза заключений);
- осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (экспертиза нормативной базы субъектов РФ);
- проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
- представляет по запросу Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека необходимую информацию в связи с поступившими в Европейский Суд обращениями о нарушении Российской Федерацией положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и (или) дополнительных протоколов к ней (экспертная работа по жалобам граждан, поступающим в ЕСПЧ);
- представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи иправовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делами (экспертиза международных договоров);
- согласовывает в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложения о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения международных договоров Российской Федерации;
- вносит в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;
- даёт заключения о соответствии положений международного договора Российской Федерации законодательству Российской Федерации и их юридической силе в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или является необходимым условием вступления его в силу;
- подготавливает ежегодные доклады Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах (анализ и заключение по докладам руководству страны);
- осуществляет иные функции, в процессе которых в той или иной мере необходима экспертиза.
6. Представляется поставить на обсуждение вопрос участия судебного эксперта в качестве специалиста при альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). Институт медиации хотя и зародился в России в 2010 году, на практике до настоящего времени не получил своего развития на должном уровне и с учетом мирового опыта. Разрешение споров в досудебном порядке могло бы способствовать как снижению загрузки судов, работоспособности судебных аппаратов и судей, так и судебных экспертов.
7. На страже интересов человека и гражданина, их прав и свобод, как уже обращалось внимание выше, находятся общественные объединения, неправительственные правозащитные организации, которые также входят в костяк внутригосударственного механизма защиты прав и свобод. Зачастую именно они «сигнализируют» государству о нарушениях прав и свобод, в т.ч. носящих массовый характер (или предполагаемых нарушениях), осуществляют общественный контроль за работой правоохранительных органов, содействуют активному участию населения в деятельности местного самоуправления, решению проблем защиты окружающей среды, развития культуры, образования, здравоохранения. Эти системы «раннего оповещения» также часто основываются на экспертизе, подробном анализе процессов на местах, в конкретных обстоятельствах жизни города, района, посёлка, села. Они часто консолидируют вокруг себя силы гражданского общества для решения конкретных актуальных задач, «защищая свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом» (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ); «имея право на объединение … для защиты своих интересов …» (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ). Активизировать в дальнейшем эту работу призван вступивший в силу Федеральных закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и Концепция общественной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом). В этой связи весьма важным и, возможно, эффективным механизмом участия граждан и их объединений, например, в местной жизни, местном самоуправлении могут стать общественная (гражданская) экспертиза и общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления в части решения вопросов местного значения. Здесь возможно и привлечение и судебной экспертизы. Ведь наверняка, добиваясь решения поставленных перед собой задач, защищая конкретные права, «общественники» пойдут в суд не с голыми руками (собственно, так уже и происходит). Не останется без внимания и федеральная проблематика, как это было, например, с попытками обосновать (2014 год) необходимость введения налога с продаж, от чего позже отказались, или нескончаемые дискуссии об увеличении пенсионного возраста, отмене накопительной части пенсии и т.д.
8. Наконец, следует сказать о самозащите своих прав – одним из предусмотренных Гражданским кодексом РФ (ст. 14) способов защиты гражданских прав, ранее не содержавшихся в гражданском законодательстве. Она заключается в совершении непосредственно лицом, чьи права нарушены, действий, направленных на пресечение нарушения права. Эти действия должны быть соразмерны нарушению и не могут выходить за пределы, необходимые для пресечения нарушения права. К способам защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) относятся:
- признание права;
- восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
- пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения;
- признание оспоримой сделки недействительной и применение соответствующих последствий;
- признание недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления;
- присуждение к исполнению обязанности в натуре;
- возмещение убытков;
- взыскание неустойки;
- компенсация морального вреда и др.
К указанным способам отнесена и самозащита, которая является своего рода реакцией на противоправные действия другой стороны. Применение этого способа освобождает, считает Т.Е. Абова[7], от ответственности за вред, причинённый лицу, нарушившему или нарушающему права и интересы защищавшегося. В ГК РФ не раскрываются способы, которые могут быть использованы при самозащите. Некоторые нормы самозащиты прав (в данном случае работниками и именно трудовых прав) указаны в Трудовом кодексе Российской Федерации. Его глава 59 так и называется – самозащита работником трудовых прав. Пока же нарушение трудовых прав (на что обращает внимание Генеральная прокуратура) является массовым, самым распространённым нарушением в группе социальных прав. В ст. 379 ТК РФ указывается, что в целях самозащиты своих трудовых прав работник может:
- отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;
- отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (права при этом в ТК РФ сделана оговорка – «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами»).
Ст. 59 Трудового кодекса содержит прямые указания на то, что «на время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами и другими нормативными правовыми актами»[8]. В целом, в заключение необходимо сказать, что механизм защиты прав и свобод в Российской Федерации является довольно сложным и «подвижным». Он постоянно модернизируется, но остаётся далёким от совершенства (о чём свидетельствует значительное число нарушений прав и свобод человека, фиксируемых как государственными органами, так и структурами гражданского общества). Важную роль в этом механизме принадлежит различным разновидностям экспертиз, особенно судебной экспертизы, которая также не стоит на месте.
Примечания:
[1] Конечно же, речь идёт и об обеспечении ключевого в юриспруденции принципа презумпции невиновности, закреплённого в ст. 49 Конституции РФ.
[2] Как известно, российские граждане весьма активно обращались в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге, используя механизм Суда для защиты своих прав. Так, в ЕСПЧ (2010) на рассмотрении находилось 40 300 жалоб из РФ, что составляло 28,86% от их общего числа. В 2008 году Европейским Судом было вынесено 245 постановлений по российском делам (жалобам против России), в 2009 – 219, в 2010 – 206.
[3] Как уже отмечалось выше, право на судебную защиту провозглашено ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации. Эта норма предусматривает право обращения гражданина в судебные инстанции в связи с нарушением его прав. Право на обращение в суд неотчуждаемо. Обязанность рассматривать обращения граждан возложена на суды. В соответствии с Конституцией России и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учреждёнными в соответствии с Конституцией и данным законом.
[4] См.: Российская юридическая энциклопедия. / Гл. ред. А.Я. Сухарев. – М.: ИНФРА-М, 1999. Судебная экспертиза производится в строгом соответствии с процессуальным законодательством. Основанием для её производства служит определение суда (постановление суда), постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора. Обвиняемый вправе заявить эксперту отвод. Также см.: Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. – М., 2001. С. 969.
[5] Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № N913. Ст. 1447.
[6] В этой связи обратим внимание на интерсивную и ответственную работу Уполномоченного по правам человека в РФ О.О. Миронова (1988-2004). См., например: Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. В 2 томах. Т. I (2000-2001), Т. II (2000-2001). / Под общ. ред. О.О. Миронова. Состав: Майоров А.Г., Евдокимов И.В. – М.: Юриспруденция, 2002; Защита прав человека. Сборник документов. 1998-2000. / Под общ. ред. О.О. Миронова. Состав: Майоров А.Г., Евдокимов И. В. – М.: Юридическая литература, 2001; Защита прав человека. Сборник документов. 2001-2003 / Под общ. ред. О.О. Миронова. Состав. Майоров А.Г., Песляк А.А. – М.: Юриспруденция, 2003; Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 год. – М.: Юриспруденция, 2005.
[7] Этим способом может быть, например, удержание по ГК РФ (ст. 356, 360) – право кредитора удерживать в обеспечение просроченного обязательства находящиеся у него по каким бы то ни было основаниям вещи, документы до исполнения определённого обязательства. Такое право возникает у кредитора только с момента неисполнения должником в срок лежащих на нём обязательств (при этом можно удерживать только вещи и ценные бумаги). См.: Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. – М., 2001. С. 969.
[8] См.: Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями. Оригинальный текст и справочные материалы. – М.: Эксмо, 2004. С. 208-209.