Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Защита прав человека в конвенциях МОТ

Международная организация труда - специализированное агентство системы ООН, целью которой стоит международное регулирование условий труда и занятости. Созданная в 1919 году, МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946 году.

В наше время права человека занимают центральное место в мандате Международной организации труда. В качестве основополагающего принципа в уставе ООН названо установление социальной справедливости.  Нормы МОТ тесно связаны с универсальными ценностями, как свобода, равенство и человеческое достоинство, провозглашенными Всеобщей декларацией прав человека. Международная конференция труда приняла Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда. В декларации указывается, что на входящих в МОТ государствах, даже если они не ратифицировали соответствующие конвенции, обязаны соблюдать и реализовывать принципы:

-  Свобода объединения и эффективного признания права на коллективные переговоры;

- Устранение всех форм принудительного или обязательного труда;

- Эффективное устранения детского труда;

- Ликвидации дискриминации в труде и занятиях

Когда Всеобщая декларация провозгласила право на свободу объединения и создание профсоюзов и вступление в них, была принята Конвенция МОТ о свободе ассоциации и защите права на организацию 1948 года (№ 87). Эта конвенция рассматривается как «классический» пример акта о правах человека, т.к. ее основная направленность– обеспечить защиту этого права от возможных ограничений или нарушений со стороны государства. Конвенция в равной степени защищает право и трудящихся, и работодателей на создание организаций по своему выбору и вступление в них, а также право этих организаций свободно принимать решения по своим внутренним вопросам без вмешательства государственных властей.

Год спустя этот документ был дополнен Конвенцией о праве на организацию и коллективные переговоры 1949 года (№ 98). Эта конвенция касается отношений между работодателями и трудящимися и потому является еще более типичным для МОТ инструментом. Конвенция направлена на защиту трудящихся от антипрофсоюзной дискриминации и обеспечение невмешательства организаций трудящихся и работодателей в дела друг друга. Она предусматривает также содействие коллективным переговорам.

Фундаментальный принцип устранения принудительного или обязательного труда изложен в двух различных конвенциях. Конвенция о принудительном труде 1930 года (№ 29) последовала за Конвенцией Лиги Наций 1926 года о рабстве. Главной целью в то время было прекращение практики обязательного труда, который использовался колониальными державами в своих колониях. На сегодняшний день эта конвенция МОТ полностью сохраняет свое значение для независимых стран. Она, в частности, определяет понятие принудительного труда, который подлежит устранению, как «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно». Конвенция также содержит ограниченный список обстоятельств:

 - Обязательная военная служба;

 - Решение суда или чрезвычайная обстановка, делающих принудительный труд возможным.

Принятая в 1957 после массового применения принудительного труда в годы 2ВОВ Конвенция об упразднении принудительного труда 1957 года (№ 105) не пересматривает, а лишь дополняет положения Конвенции № 29. Она имела цель борьбы с новыми формами принудительного или обязательного труда, которые возникли в то время. Конвенция № 105 подтвердила право на свободу мнений и выражения, запретив использование любой формы принудительного труда «в качестве средства политического воздействия или воспитания, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе». Она также запрещает принудительный труд в качестве метода мобилизации рабочей силы для целей экономического развития.

Равенство возможностей и обращения в труде устанавливается двумя конвенциями МОТ. Конвенция о равном вознаграждении 1951 года (№ 100) ставит ограниченную, хотя и важную цель достижения равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Следует отметить, что этот принцип касается не только жалованья или заработной платы, но и любого другого дополнительного вознаграждения в денежной или неденежной форме, являющегося следствием занятости работника, и что этот принцип относится к труду равной ценности, а не к одному и тому же виду труда.

Конвенция о дискриминации в области труда и занятий 1958 года (№ 111) была принята с более широкой целью устранения дискриминации во всех аспектах занятости и занятий. Конвенция определяет дискриминацию как любое различие, исключение или предпочтение на любых основаниях, в результате чего ликвидируется или нарушается принцип равенства возможностей или обращения. В конвенции перечислены семь форм недопустимой дискриминации – по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национального и социального происхождения. При этом она оставляет ратифицирующим государствам возможность обеспечить защиту, предоставляемую в соответствии с конвенцией, и от других форм дискриминации.

Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу 1973 года (№138) закрепляет положения предшествующих норм, принятых МОТ начиная с 1919 года с целью установления минимального возраста для допусках к занятости или труду в различных отраслях. Действие конвенции распространяется на все сферы экономической деятельности вне зависимости от того, получают ли дети заработную плату за свой труд или нет. Она требует, чтобы минимальный возраст был конкретно определен и затем постепенно повышался; он не может быть меньше возраста обязательного обучения и обычно составляет 15 лет. Более высокий минимальный возраст - не ниже 18 лет - должен устанавливаться для тех видов занятости или труда, где существует вероятность подвергнуть опасности здоровье, безопасность или нравственность подростка; в то же время может быть разрешена легкая работа детей в возрасте от 13 до 15 лет, если она не мешает их учебе.

Конвенция о наихудших формах детского труда 1999 года (№ 182) не пересматривает и не подменяет каким-либо образом положения Конвенции №138. Она была принята с учетом того, что если достижение цели окончательного эффективного устранения детского труда зависит от экономических обстоятельств и может потребовать много времени, то существуют некоторые виды детского труда, которые недопустимы уже сегодня и подлежат поэтапному устранению. Поэтому Конвенция №182 призывает предпринять немедленные действия, чтобы обеспечить запрещение и устранение наихудших форм детского труда, независимо от уровня развития или экономического положения конкретной страны. Наихудшие формы труда, от которых должны быть защищены все лица в возрасте до 18 лет, включают:

- Все формы рабства или практику, сходную с рабством (продажа детей и торговля ими, долговая кабала, крепостная зависимость и принудительный или обязательный труд, включая использование детей в вооруженных конфликтах);

- Использование детей для целей проституции или порнографии;

- Использование детей для противоправной деятельности (торговля наркотиками);

- Виды труда, которые могут нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности детей.

Сегодня представляется вполне достижимой цель всеобщей ратификации названных основополагающих конвенций – их уже одобрили около 90 процентов всех государств-членов МОТ. Для государств это означает полное обеспечение соблюдение прав человека в сфере труда и согласие на проверку соблюдения конвенций силами трехсторонних органов МОТ с участием представителей правительств, работодателей и трудящихся.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
01.05.2024