Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Конвенция ООН по морскому праву и национальные интересы России

10 декабря  1982 г. в ямайском городе Монтего-Бэй Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву подписали 119 государств, в том числе СССР. Была достигнута договоренность, что после ратификации конвенции не менее, чем шестьюдесятью странами, она вступит в силу. Вступление в силу произошло 16 ноября 1994  г. (Госдума России одобрила Конвенцию 23 января 1997 г.). Против выступили четыре страны: США, Израиль, Турция и Венесуэла. Важнейшая особенность новой Конвенции состояла в том, что здесь впервые в мировой практике были изучены пространства Мирового океана, при этом были четко разграничены права и обязанности прибрежных и других  государств по их использованию и освоению. Именно с этого момента, коренным образом стал меняться правовой режим морских пространств, а также значительно расширились возможности государств в Мировом океане. 

Несмотря на довольно длительное существование, Конвенция по сей день помогает фиксировать изменения в отношениях между странами, произошедшие за три десятилетия в связи с использованием Мирового океана. Вопросы, затрагиваемые ООН при обсуждении проблем океана, весьма обширны. Здесь можно выделить и «безопасность мореплавания в целом, разработку морской технологии, координацию и сотрудничество в борьбе с пиратством и вооруженном разбоем на море. Однако две проблемы чаще других встают на повестку дня международных форумов - это, прежде всего, проблема незаконного и нерегулируемого рыбного промысла (этот вопрос требует отдельного внимания), а также проблема ухудшения морской среды по причине загрязнения как из наземных источников, так и с судов»[1] .

Важно отметить тот факт, что принимаемые в РФ нормативные акты, регулирующее правовой режим морских пространств, ориентируется на положения Конвенции 1982 года. Уже в 1984 году, практически сразу после подписания Конвенции, Советский Союз принял соответствующий правовой акт, регламентировавший ширину и правовой режим исключительной экономической зоны СССР в полном соответствии с положениями Конвенции 1982 года. [2]

Исследование современного международно-правового режима морских пространств и других видов деятельности государств в Мировом океане стало особенно востребованным  с учетом утверждения Президентом РФ 27 июля 2001 года Морской доктрины. Огромная роль принадлежит работе в рамках осуществления федеральной целевой программы "Мировой океан", утвержденной постановлением Правительства РФ от 10 августа 1998 года. Программа состоит из 10 подпрограмм, которые охватывают все виды деятельности в Мировом океане и сводят в единый комплекс интересы России: научные, промысловые, транспортные, торговые, международно-правовые и, как основное звено морской мощи России, ее военно-стратегические интересы.

За последнее десятилетие   Российская Федерация приняла значительное число федеральных законов, а также ратифицировала важные международные конвенции, регламентирующие различные аспекты деятельности в Мировом океане. Так, Россия является участницей в разработке Конвенции о защите подводного культурного наследия, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2001 году. Россия также инициировала принятие резолюции СБ ООН 1540 (2004), имеющей существенную важность в области предотвращения незаконного оборота ядерного, химического и/или биологического оружия, а также средств его доставки.

Более того, в конце июля 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин одобрил новую версию Морской доктрины РФ на период до 2030 года в связи с участившимися противоречиями в пространствах Мирового океана. Данный документ предусматривает обеспечение достаточного присутствия РФ в  Средиземном море, снижение угроз национальной безопасности в Арктике, упрочение лидирующих позиций РФ в освоении региона. Также, новый документ предполагает тесное сотрудничество российского флота с Китаем и Индией.

Сегодня, в условиях, когда проблемы использования Мирового океана затрагивают интересы всех государств мира, однако, далеко не все государства имеют возможность воспользоваться его ресурсами, для мирового сообщества очень важно уделять пристальное внимание разработке норм международного морского права, которые защищало бы интересы всех государств.

Таким образом, приходим к следующему выводу. Для каждого государства  одной из основных правовых задач является способствование развитию международно-правового режима Мирового океана «с учетом действующих принципов международного морского права, направленного на обеспечение политических, экономических, научно-технических и военных интересов страны; охраны окружающей среды и природных ресурсов Мирового океана, а также на благополучие нынешнего и будущих поколений человечества». 

 

[1] Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. «Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы»

[2] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 февраля 1984 г. № 10864-Х "Об экономической зоне СССР". Опубликован в: Ведомости ВС СССР, 1984. № 9 Ст. 137.

 
×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
13.05.2024