Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Территориальная целостность России и Украины

“Пытаясь вновь и вновь (и беспочвенно) свалить на Россию все беды, можно подорвать процесс мирного урегулирования на Украине. И, кстати, я не исключаю, что крайне безответственное апрельское решение ПАСЕ о лишении России голоса лишь подтолкнуло кое-кого в Киеве к началу карательной войсковой операции” — Спикер Госдумы Сергей Нарышкин, 30 июня 2014 г.

 

В  Гааге, где обсуждались пути решения украинского кризиса, Россию обвинили в нарушении Будапештского меморандума 1994 года. По данному договору, Россия, США и Великобритания обязались в обмен на отказ Украины от прав на ядерное оружие соблюдать ее территориальную целостность. Попробуем разобраться в этой истории. Действительно, был подписан такой меморандум. Однако, российский парламент его не ратифицировал (и даже не рассматривал данный вопрос), что лишает международный договор юридической силы. Мало того - этот договор не ратифицировали и парламенты США и Великобритании, то есть он не действует и для этих государств. Однако они же ссылаются на меморандум, упрекая Россию в его нарушении. Где здесь логика? Важно отметить, что ратификация в международном праве - неотъемлемая процедура вступления в силу международных соглашений. Никаких обязательств (даже морального плана) нератифицированный документ не порождает, и такая ситуация считается нормальной в международном праве.

Проведение общекрымского референдума с вопросом о нарушении территориальной целостности Украины  противоречит Конституции Украины. Однако соответствует ли Конституция Украины принципам международного права в части реализации принципа самоопределения народов? Проанализировав Основной закон Украины, Конституцию Автономной Республики Крым, ряд международных правовых актов, можно прийти к выводу, что право на самоопределение народа Крыма, выше принципа территориальной целости Украины и будет соответствовать нормам международного права, несмотря на то, что будет входить в конституционный конфликт.

В соответствии со ст.157 Конституции Украины Конституция Украины не может быть изменена, если изменения предусматривают упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина или если они направлены на ликвидацию независимости либо на нарушение территориальной целостности Украины. Таким образом, вопрос о реализации права народа Крыма на самоопределение в любом случае не может быть решен в рамках конституционно-правового поля Украины, что не соответствует нормам международного права.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. закреплено: “Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие: “Все участвующие в настоящем Пакте государства… должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право”.

В Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970 г.) значится: “В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава”. В этой же Декларации указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса. Аналогичные принципы закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и других международно-правовых актах.

Существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия. Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение.

Однако с точки зрения международного права принцип территориальной целостности направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии. Именно с этим связана его формулировка в п. 4 ст. 2 Устава ООН: “Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединённых Наций”, и в Декларации о принципах международного права: “Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны”.

Применение принципа территориальной целостности фактически подчинено осуществлению права на самоопределение - так, согласно Декларации о принципах международного права, в действиях государств “ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов”. Значит принцип территориальной целостности неприменим к Украине, поскольку ее Конституция и реальные действия новых властей, возбуждающих уголовные дела за организацию плебисцита в Крыму являются не обеспечивающими равноправие проживающих в Украине народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов.

Как следует из ст. 152 Украины, предусматривающего, что территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально - экономического развития регионов, с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций, принцип самоопределения народа в ней не закреплен и не учтен, что противоречит международному праву.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
12.05.2024