Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Международное космическое право

Такая интересная отрасль международного права как международное космическое право представляет совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства и небесных тел, а также регулирующих права и обязанности всех участников космической деятельности.


Основными источниками космического права являются:
1) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 1967 года.
Договор содержит ряд основополагающих принципов, устанавливающих основные правовые рамки деятельности государств в космическом пространстве. Однако многие юристы отмечают отсутствие надлежащей точности определений и используемых терминов. Некоторые считают подобные упущения преднамеренным. Несмотря на такую критику, Договор по космосу, как его чаще всего называют, является на данный момент самым важным источником международного космического права. Вся деятельность государств в области исследования и использования космического пространства подчиняется его широким параметрам. Следует также отметить, что в соответствии с его названием, он является договором о принципах и считается правовой основой, на базе которой может осуществляться разработка более конкретных соглашений.
2) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 года.
Соглашение предусматривает незамедлительное принятие всех мер по спасению космонавтов и оказанию им необходимой помощи в случае аварии, бедствия или вынужденной или непреднамеренной посадки. Большинство государств сошлись во мнении, что с космонавтами, нуждающимися в помощи, следует обращаться с особой заботой и содействовать их скорейшему возвращению. Государства согласились рассматривать космонавтов как посланников человечества, и такое отношение к космонавтам отражает дух международного сотрудничества и взаимной помощи в непростом деле освоения космоса. Соглашением предусматривается и возвращение космических аппаратов или их составных частей по просьбе властей государства, осуществившего запуск.
3) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.).
Эта конвенция была разработана на основе принципов, описанных в статьях VI и VII Договора о космосе, в которых, соответственно, оговаривается международная ответственность государств за национальную деятельность в космическом пространстве и ответственность за ущерб, причиненный космическим аппаратом или его составной частью другому государству-участнику Договора, его физическому или юридическому лицу. Основной целью конвенции является разработка эффективных международных правил и процедур для «безотлагательной выплаты полной и справедливой компенсации» жертвам ущерба, причиненного космическим объектом. Ответственность «запускающего государства» может быть либо абсолютная, либо требующая доказательства вины. Абсолютная ответственность возникает в случае ущерба, причиненного космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. В случае причинения ущерба космическим объектом в другом месте, требуется предоставить доказательства вины запустившего государства или лиц, за которых оно отвечает.
4) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1974 года.
Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, устанавливает обязательную систему регистрации космических объектов, выведенных на орбиту Земли и за ее пределы. Она основана на резолюции 1721 ГА ООН и опять же дополняет подробным содержанием положения Договора по космосу, относящиеся к национальным реестрам. Данная конвенция налагает на запускающее государство обязательство создать национальный реестр и указывает, какую конкретно информацию следует предоставлять в централизованный публичный реестр. Конвенция часто подвергается критике за слабость её формулировок. Крайне важная информация, например, такая как дата и место запуска, изменения параметров орбиты после запуска, а также дата возвращения космического аппарата, должна сообщаться «в ближайший практически осуществимый срок». На деле это может занимать недели или месяцы. Государства также не обязаны раскрывать истинную функцию спутника, а только его «общее назначение». В результате пока что ни разу не сообщалось о произведенном с военной целью запуске космического аппарата. Наконец, маркировка космических объектов, которая могла бы оказать неоценимую помощь в установлении государства, несущего международную ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом, согласно этой конвенции является только добровольной.
5) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.
Договор о Луне представляет собой совокупность общих принципов и конкретных положений, определяющие допустимые виды деятельности на Луне и других небесных телах. Основные положения в значительной степени подтверждают основополагающие принципы Договора по космосу и расширяют его положения об информировании и защите окружающей среды. В договоре предусматривается, что Луна используется исключительно в мирных целях и на Луне запрещается угроза силой или применение силы или любые другие враждебные действия или угроза совершения враждебных действий. Наиболее важным положением Соглашения является статья 11, согласно которой, Луна и её природные ресурсы должны рассматриваться как общее наследие человечества. В данной статье содержится призыв к созданию международного режима для регулирования эксплуатации ресурсов, обнаруженных на Луне и других небесных телах, способного обеспечить рациональное использование ресурсов и справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, по аналогии с положениями морского права. Пока Соглашение о Луне не ратифицировано ни США, ни Россией

Предметом международного космического права являются правоотношения субъектов при запуске космических объектов и в процессе использования космической техники для практических целей.
Объектом международного космического права являются космическое пространство, планеты Солнечной системы, спутники, искусственные космические объекты и их составные части, космические экипажи, а также сама деятельность по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел, и её результаты.
Субъектами международного космического права являются те же субъекты, что и для международного публичного права.
Выделяют следующие принципы международного космического права:

  • исследование и использование космоса на благо всего человечества,
  • равное право всех государств на исследование и использование космоса,
  • запрещение национального присвоения космоса,
  • соответствие космической деятельности международному праву,
  • свобода космоса для научных исследований,
  • использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях,
  • международная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность.


Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства, без какой бы то ни было дискриминации. Они не подлежат национальному присвоению ни путём провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни какими-либо другими средствами. Вместе с тем необходимо учитывать и различия в режимах космического пространства и небесных тел. Луна и другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях. На них запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия, проведение военных маневров, угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
26.04.2024