Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Источники международных прав человека

Источник международного права — это внешняя форма выражения международно-правовой нормы. Главным признаком источника международного права служит то, что в нем находит выражение согласование воли нескольких государств. Источники международного права отличаются значительным своеобразием по сравнению с любой отраслью внутригосударственного права. Эти международные акты обладают различной юридической силой, однако система этих актов специально не оговорена, акты разной юридической силы могут получать наименования по соглашению сторон.

Особый вид источника международного права — это общепризнанные принципы международного права. Такие принципы не обязательно должны иметь письменное выражение. главное, чтобы они были общепризнанными в мировом сообществе. Большинство общепризнанных принципов содержится в Уставе Организация Объединеных Наций (ООН) (принцип мирного разрешения конфликтов, принцип неприкосновенности государственных границ и т.п.). Общепризнанные нормы и принципы международного права согласно Конституции РФ признаются источниками и внутригосударственного права РФ.

Выделяют региональные и универсальные источники международного права.

  • К региональным источникам международного права относятся источники, направленные на урегулирование международных отношений в определенном регионе (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская хартия местного самоуправления и др.).

  • К универсальным источникам относятся те источники, действие которых не ограничено каким-либо регионом

Среди универсальных международных организаций, чьи функции связаны с защитой прав человека, особое место занимает ООН и её органы. Документом, установившим права человека в качестве ценности, требующей поощрения и развития, стал Устав Организации Объединенных Наций 1945 года, а документом, кодифицировавшим впервые свод прав на международном уровне, стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН. Помимо этого Ассамблея также разработала Пакты 1966 года (Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных, культурных связях). Принятие этих документов явилось фундаментом для последующей кодификации и систематизации данной отрасли международного права. Вопросы по правам человека и охраны частной жизни входят в компетенцию её Третьего комитета, который и непосредственно готовит проекты резолюций Генеральной Ассамблеи по гуманитарным вопросам. 

Всеобщая декларация прав человека, базируется на принципе неотъемлемости прав и свобод для жизнедеятельности любой личности, и закрепляет возможность ограничения прав личности со стороны государства только в исключительных случаях. Многочисленные отступления и грубые нарушения прав человека, неоднократно приводившие к локальным международным конфликтам показали явную неэффективность внутригосударственного контроля за их соблюдением, особенно в странах с диктаторским режимом. Поэтому в международно-правовых документах, принимаемых в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, чётко прослеживается тенденция определить функции международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает обязанность государств обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено официальными лицами. Он содержит положения, запрещающие рабство, подневольное состояние, принуждение к обязательному труду и др. К данному пакту было принято два протокола. Первый предусматривает процедуру рассмотрения индивидуальных жалоб на предполагаемое нарушение прав и свобод индивида со стороны государства Комитетом по правам человека, второй, принятый в 1989 г., направлен на отмену смертной казни.

Участники Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах обязуются принимать меры, с тем чтобы обеспечить постепенное полное осуществление прав, признаваемых в нем. Это такие права, как право на справедливые и благоприятные условия труда, социальное обеспечение, разумные ограничения рабочего времени и т.д. В мае 1986 г. ЭКОСОС образовал Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, который приступил к работе в 1987 г.

Оба пакта вступили в силу в 1976 г. Данные соглашения установили четкие обязанности для государств, их подписавших, по соблюдению закрепленных в них прав и свобод в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией, и развитию международного сотрудничества с целью дальнейшего поощрения и защиты этих прав и свобод. Пакты, вместе с факультативными протоколами к ним и Всеобщей декларацией прав человека, составляют, как принято его называть, Международный билль о правах человека.

В первом документе СБСЕ - Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, закрепившем принцип уважения основных прав и свобод человека в качестве принципа международного права, устанавливался баланс равного взаимодействия международно правового и национального регулирования прав человека. Государства должны «поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных и культурных и других прав и свобод, совместно и самостоятельно действовать в соответствии с условиями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека».

В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ уже утверждалась главенствующая роль международных стандартов в области прав человека. Согласно Документу любое государство имеет право «свободно выбирать и развивать в соответствии с международными стандартами в области прав человека свои политические, социальные, экономические и культурные системы... и должны обеспечивать, чтобы их законы, административные правила и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву». Кроме того, отдельным лицам или группам, действующим от их имени, было предоставлено право «поддерживать связь с международными органами, наделёнными компетенцией получать и рассматривать информацию, касающуюся утверждений о нарушении прав человека».

Документ Московской конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 года было прямо подчёркнуто, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии, верховенства закона носят международный характер... и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства». Таким образом, институт международной защиты прав человека был легализован. 

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
28.04.2024