Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Соотношение принципов права народов на самоопределение и территориальной целостности государств

В условиях глобализации все большую роль начинает играть проблема национально-этнической целостности народов, сохранение памятников их культуры. Это является одной из главных причин множества этнических конфликтов, сопровождающихся массовыми убийствами и насилием. Подобные реалии многие представители научного сообщества связывают именно с таким принципом международного права как право народов на самоопределение. Они подвергают критике не только внутренне содержание данного принципа, но и внешнее его противоречие с таким императивным принципом международного права как территориальная целостность государств.



Принцип территориальной целостности получил свое закрепление в Уставе ООН и его содержание
является предельно ясным, и понятным для восприятия- это запрет какого-либо посягательства на целостность государственных границ, построенный на взаимном уважении государств в отношении друг друга.

Что же касается принципа права народов на самоопределения тут появляется множество вопросов и
противоречий. Для того чтобы наиболее подробно разобраться в содержании обозначенной категории необходимо обратить внимание на исторические аспекты развития этого понятия. Итак, начать следует с того что данный принцип, как и остальные основные принципы международного права впервые был законодательно закреплен в Уставе ООН 1945 года.

Этот принцип и его взаимоотношение с другими принципами международного права, которые
являются реалиями нашего времени не возникли из неоткуда- это продукт очень длительной и
неоднозначной эволюции, которая становиться причиной не просто противоречия, а прямого конфликта
между обозначенными принципами. Особую актуальность этот принцип приобретает после Второй мировой войны. В изначальной трактовке принцип самоопределения народов понимался как политико-правовое обоснования борьбы колоний за независимость, но в современности он настолько видоизменился, что стал орудием в руках представителей сепаратистках кругов.

Принцип
самоопределения народов был закреплен не только в Уставе ООН, он зафиксирован и в других источника
международного права: Декларация о принципах международного права 1970 г.; Заключительный акт СБСЕ 1975 г; Итоговым документе Венской встречи 1986 г.; документах Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. и других международно-правовых актах. Однако несмотря на такое разнообразие источников ни в одном из них не только не определены субъекты, на которых подобное право распространяется, но и абсолютно отсутствует механизм который бы устанавливал рамки реализации предоставленного права на самоопределение.

Собственно в этом кроется основная причина того, что в современном мире очень велико количество
тех, кто под эгидой принципа самоопределения народов пытается самоутвердиться прибегая при том не к
самым мирным, а порой и откровенно агрессивным средствам при осуществлении своих целей. Можно
назвать множество территорий, которые охвачены конфликтом на фоне борьбы за независимость-это Косово, Южная Осетия, Курдистан, Палестина и др.

Говоря о принципе самоопределения народов его не в коем случае нельзя отождествлять с правом сецессии.

Возвращаясь к проблеме коллизии между принципами территориальной целостности и права народов
на самоопределение можно выделить три основные концепции подхода к этому вопросу, которые
сложились на современном этапе развития общества:
1. Приоритете принципа территориальной целостности над принципом права народов на самоопределения;
2. Приоритет принципа самоопределения народов;
3. Равная юридическая сила обоих принципов.

Однако вопрос в том можно ли вообще соотносить эти два принципа между собой и есть ли между
ними действительное противоречие. Если принять во внимание тот факт, что право на самоопределение не подразумевает права на сецессию, никакой коллизии между этими двумя принципами нет,
это только иллюзия которая сложилась из неверного понимания сути принципа права народов на
самоопределение. Принцип территориальной целостности государств — это норма ius cogens, которая
регулирует отношения непосредственно между государствами как первичными субъектами международного права, которые обязались уважать неприкосновенность границ между ними, а действие права народов на самоопределения регулирует отношения внутри одной страны, в которых государство выступает только одним из субъектов. Действия же которые направлены против центральной власти государства базируются непосредственно на том для каких целей существует сам институт государственности и при каких условиях он может контролировать территорию и людей которые на ней проживают.

То есть принцип права народов на самоопределение является средством для достижениями такой
идеологии как создание сильных многонациональных государств, а не в коем случае не дробление их на
колоссальное количество мелких стран. Этот принцип направлен на осуществление и стимулирования
развития национальной политики внутри государств, создание условий для мирного сосуществования
различных народов, без ущемления их культурных прав. Ну и конечно закрепление данного принципа не в
коем случае не может толковаться как средство для организации сепаратистских и националистических
движений внутри мирного государства, тем более, как это зачастую происходит в конституционных
демократических государствах. А именно, подобные явления возникают не из действительно национального самосознания, а из «извращенной» политики заинтересованных лиц, которая на прямую воздействует на людей и сеет в их сознании зерно мнимого культурного и национального патриотизма. Таким образом в качестве основного субъекта на который распространяется принцип права народов на самоопределение,можно выделить общность людей, у которых возникает необходимость борьбы, связанная с действительно негативным воздействием со стороны государства, а также основанная на принципе культурной и национальной самоидентификации, но не коим образом не на воздействия из вне.

Можно прийти к выводу, что нельзя полностью исключить такую ситуацию при которой
осуществление принципа борьбы народы за независимость связана с сецессией. Основанием для такого
поведения мы можем выделить несколько случаев: борьба непосредственно колониальных народах, которые находятся под гнетом Метрополии (список территорий которые подлежат деколонизации был отражен Генеральной Ассамблеей ООН); когда речь идет о территориях которые подверглись аннексии после Второй мировой войны и принятия Устава ООН; и когда встает явный вопрос о нарушении уважения государством принципа равноправия народов, проживающих на территории соответствующего государства.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
11.05.2024