Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Северный Морской Путь (СМП)

Северный Морской Путь является одним из важнейших и стратегических морских путей в мире. Он является основой экономической стабильности Севера России и важнейший элемент российской и международной транспортной системы. Сегодня Северный морской путь - кратчайший морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком, который проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря) и частично Тихого океана (Берингово море). Его длина от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Северный морской путь представляет собой альтернативу транспортным артериям, проходящим через Суэцкий канал. Сокращение расстояния позволяет существенную экономию топлива, повышает оборачиваемость судов, улучшает условия ликвидности средств, вложенных в доставляемые грузы.

Целями развития Северного морского пути являются:

  • укрепление национальной безопасности в Арктике;
  • транспортное обеспечение освоения арктических месторождений, в том числе и на шельфе;
  • развитие потенциальных крупномасштабных экспортных, транзитных и каботажных перевозок, а также северного завоза социально значимых грузов;
  • формирование самоокупаемой, приносящей доходы арктической морской транспортной системы.

С ростом привлекательности СМП эксклюзивные права России на него стали часто оспаривать другие государства. В качестве весьма перспективного для себя рассматривают СМП в том числе такие азиатские государства, как Китай, Япония, Индия, Южная Корея и Сингапур, ставшие в мае 2013 г. странами-наблюдателями Арктического совета, равно как и многие другие государства мира. Как мы видим, Россия далеко не единственная страна, предъявляющая требования на использование СМП и освоение Арктики. В последнее время резко активизировались попытки некоторых стран (особенно США) пересмотреть право Российской Федерации на владение и управление Северным морским путём, а также землями и островами, расположенными в его акватории.

Вот почему в качестве важнейших задач реализации государственной стратегии нашей страны по развитию Арктики была провозглашена, с одной стороны, необходимость надлежащего "международно-правового оформления внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане, недопущение пространственных потерь и худших по сравнению с другими прибрежными арктическими государствами правовых условий деятельности Российской Федерации в Арктике", а с другой - совершенствование национальной "нормативно-правовой базы в сфере формирования основ государственного управления Арктической зоной Российской Федерации, законодательного закрепления ее статуса... государственного регулирования судоходства по трассам Северного морского пути" (см. «Стратегия развития  Арктической  зоны  Российской  Федерации  и  обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года»).

Ст. 14 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"  определила Северный Морской Путь как "исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию Российской Федерации", плавание в акватории которой осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами России и положениями ее национального законодательства.

При этом в п. 1 ст. 5.1  Кодекса торгового мореплавания  (КТМ) Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ определено понятие  акватории Северного морского пути  как «водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар». 

Такое широкое определение границ акватории СМП объясняется тем, что этот путь не имеет единой и фиксированной трассы, но при любых обстоятельствах этот путь располагается в пределах исключительной экономической зоны России, ее территориального моря либо даже в российских внутренних водах, т.е. проходит в пространствах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию нашей страны.

Исторически Арктика осваивалась Россией еще с 11 века.  В 18 веке всё сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Большой Баранов было исследовано, описано и нанесено на карты. В 19-20 веках был издан ряд нормативно-правовых актов, закрепляющий суверенитет России на приарктические территории. Поэтому  деятельность России полностью всегда соответствовала международно-правовым нормам. Наша страна ведет активную работу по изучению и освоению СМП уже не первый век и в связи с этим занимает лидирующие позиции в арктическом регионе.

Главный недостаток Северного морского пути - суровые природные условия: навигация продолжается 2-4 месяца в году; на Западном и Восточном участках. Круглогодичная навигация возможна при обеспечении ее атомными ледоколами.

Кроме того, сдерживающим фактором развития Северного морского пути являются слишком малые глубины на традиционных маршрутах для крупнотоннажных судов. Необходима прокладка новых высокоширотных глубоководных маршрутов севернее Новосибирских островов. Гидрография этих районов слабо изучена, на некоторых участках есть белые пятна. Поэтому с 2011 года запущена программа исследования глубин высокоширотного маршрута.

Статьей 5.1 КТМ РФ было также предусмотрено, что организация плавания судов в акватории СМП осуществляется на разрешительной и возмездной основе администрацией СМП, созданной в форме федерального государственного казенного учреждения, с соблюдением специальных нормативных правил такого плавания, регулирующих порядок оформления и выдачи соответствующих разрешений, ледокольной и лоцманской проводки судов, осуществления связи по радио и т.п.

Кроме того, Министерством транспорта Российской Федерации в 2013 году утверждены «Правила плавания в акватории Северного морского пути от 17 января 2013 г. N 7». Документ устанавливает порядок организации плавания судов в акватории Севморпути и включает в себя правила ледокольной и ледовой лоцманской проводки судов в акватории, положение о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении плавания судов, правила осуществления радиосвязи, установленные требования к судам, касающиеся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. для плавания по трассам Северного морского пути предусмотрен особый режим, правила которого определяет Россия. Все судоходство, осуществляемое по СМП вдоль российского побережья, регулируется, в первую очередь, российским законодательством с учетом норм международного морского права. Данные воды являются частью территории нашей страны, которая, следовательно, имеет законное право самостоятельно определять условия и правила осуществления в них навигации российских и  иностранных судов.

Транспортная стратегия РФ на период до 2020 года, принятая в 2005 году, ставит своей целью развитие и реформирование всего морского транспорта. Что касается СМП, то, как евроазиатский транспортный коридор он станет стимулировать развитие рынка транспортных услуг.

 Таким образом, перспективным видится понимание того, что страны мира должны осуществлять политику регионального сотрудничества, поиск совместного решения проблем, связанных с освоением и использованием СМП и исследованием Арктики учитывая право России в использовании и управлении СМП, который складывался на протяжении нескольких веков.

 

 

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
26.04.2024