Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Внешняя политика Российской Федерации.

Российская внешняя политика за прошедшие 20 лет не допустила «обвала» позиций страны в мире и отказалась от опасного искушения- попытаться взять реванш за распад СССР. Она обеспечила минимально приемлемый уровень отношений с большинством главных внешних контрагентов России и её непосредственных соседей. Идеология «ушла» из российской внешней политики, а центральное место в ней заняли вопросы экономических отношений. Внешняя политика страны, оставаясь «государственной», стала в гораздо большей степени «национальной», чем во времена СССР: в её поле зрения оказались интересы крупных российских компаний, отдельных категорий граждан и общества в целом.

В то же время прагматизм, которым гордится нынешняя российская внешняя политика, остаётся «голым». Он не укоренён в провозглашаемых, но реально не разделяемых элитой страны общественных ценностях. В результате вместо того, чтобы быть воплощением просвещённого национального эгоизма, внешняя политика Российской Федерации нередко выглядит примером узкогруппового оппортунизма. Национальный интерес слишком часто подменяется в ней конкретными интересами отдельных монополистов, которые считают, что то, что хорошо для них, хорошо и для России. Процесс принятия решений является непрозрачным. Это существенно ограничивает эффективность внешней политики Российской Федерации.

Подлинно национальный интерес требует максимально широкого привлечения внешних ресурсов для модернизации страны. Практически это означает установление и поддержание стабильно мирных и партнёрских отношений со странами, где сосредоточены основные внешние ресурсы и технологии и опыт, которые могут быть задействованы в интересах российской модернизации. Это, главным образом, страны — члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также ряд других ведущих стран, входящих в группу БРИКС. Чтобы получить полный доступ к этому потенциалу, необходимо найти приемлемый баланс между экономическими интересами, политическими реалиями и потребностями обеспечения национальной безопасности. Основными слагаемыми успеха могут стать экономическая интеграция со странами СНГ; постепенный, но решительный выход из «остаточной» конфронтации с США и демилитаризация отношений с ними; тесное экономическое и гуманитарное сближение с Европейским союзом (ЕС); всестороннее сбалансированное партнёрство с Китаем; нормализация отношений с Японией.

Наиболее важным принципом внешней политики Российской Федерации является стратегическая самостоятельность страны на международной арене. Разумеется, ни одна страна в современном мире, включая США и Китай, не является полностью независимой от других. Речь идёт именно о самостоятельности в принятии решений. Россия не входит в союзы, возглавляемые другими странами, и пока что не участвует в политико-экономических объединениях, управляемых на наднациональном уровне. Полномочия Комиссии Таможенного союза (ТС) ограниченны, и таковыми должны быть полномочия других экономических объединений с участием Российской Федерации, включая перспективу создания Евразийского союза (ЕАС). Именно стратегическая самостоятельность России является главным содержанием понятия «великая держава» в его современном прочтении применительно к Российской Федерации.

В геополитическом отношении Российской Федерации является не столько евразийской, сколько евро-тихоокеанской страной. Это определение подчёркивает европейские корни России, но одновременно и наиболее важный геополитический и геоэкономический факт наличия у неё широкого выхода в Тихий океан, соединяющий её с Восточной Азией, Америкой и Австралией. В отличие от евро-азиатской/евразийской терминологии, евро-тихоокеанское определение делает упор на культурное самоопределение страны и указывает на прямой выход Российской Федерации к наиболее динамичному региону мира. С точки зрения стимулов развития России, Тихий океан в XXI веке — то же, что Балтика в начале XVIII века.

Современная внешняя политика Российской Федерации в первую очередь направлена на свою страну и лишь затем — на человечество в целом. Её главная задача — помочь преобразить Россию, и уже затем — и на этой основе — помочь сделать лучше окружающий мир. Вопросы миропорядка и мироуправления имеют значение для страны в первую очередь применительно к конкретным интересам России, главный из которых на обозримую перспективу — преодоление отсталости страны.

 

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
23.09.2023