Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Россия и Международный Уголовный Суд.

Международный уголовный суд (МУС) — важнейший институт современного международного уголовного права, является первым постоянным международным судом, созданным на договорной основе для судебного преследования лиц, совершивших наиболее тяжкие преступления. МУС был учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Официально Суд начал свою работу с 1 июля 2002 года. С этого момента количество стран, присоединившихся к договору и ратифицировавших его, постоянно росло, но в этом году несколько государств впервые отозвали свою подпись под этим документом: в октябре это сделали Бурунди и ЮАР, в ноябре — Гамбия, а совсем недавно Россия, Уганда, Кения, Намибия и Филиппины заявили о своих намерениях выйти из числа государств-участников договора о МУС. Следует также отметить, что США, Китай, Индия, Израиль и Иран не присоединялись к договору и являются его противниками.

Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако так и не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не являлась. Несмотря на это,  Россия сотрудничала с МУС и участвовала в его работе в качестве наблюдателя. Однако, 16 ноября 2016 года Президент России Владимир Путин подписал распоряжение «О направлении генеральному секретарю ООН уведомления о намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда».

Причин для такого решения может быть несколько. Во-первых, МИД РФ заявило что суд не сумел оправдать возложенные на него надежды и "не стал подлинно независимым, авторитетным органом международного правосудия". Действительно, за 14 лет работы МУС возбудил 23 дела, по некоторым из которых проходили сразу несколько человек. При этом,  логического завершения удалось достичь только по пяти делам.

Во-вторых, озабоченность великих держав вызывает «криминализация агрессии» — соответствующее положение будет включено в Римский статут в 2017 г.  Проблема с признанием агрессии преступлением заключалась в том, что до 2010 г. в международном уголовном праве отсутствовало ее определение — оно было принято летом 2010 г. на Конференции по обзору Римского статута МУС в Кампале. «Преступление агрессии» означает планирование, подготовку, инициирование и совершение лицом, которое в состоянии фактически руководить либо контролировать политические или военные действия государства, акта агрессии, представляющего в силу своего характера, тяжести и масштаба грубое нарушение Устава ООН. Исходя из этого, осуществление военного вмешательства, участие в локальных конфликтах или поддержка повстанцев в чужой стране могут повлечь за собой уголовную ответственность руководителей государств. Однако, существует угроза, что Европейский союз и США могут использовать МУС в качестве инструмента для свержения неугодных иностранных лидеров без организации дорогостоящих «цветных революций». Иностранные СМИ нередко обвиняют российскую армию и правительство в геноциде и в военных преступлениях. К тому же уроки, извлеченные из интервенций НАТО в Боснию и Косово, и Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии дают основания полагать, что международные трибуналы функционируют по принципу vae victis «горе побежденным».

 В-третьих, на пути присоединения России к Международному уголовному суду стоят некоторые формулировки, содержащиеся в Римском статуте и в Конституции Российской Федерации. Стоит отметить, что Римский статут — жесткий договор, запрещающий любые оговорки (ст. 120 Статута), поэтому различия могут быть устранены либо внесением поправок в Конституцию, либо толкованием российских правовых норм в соответствии с Римским статутом и международным правом. Например, статьи 91 и 98 Конституции РФ предоставляют неприкосновенность президенту и членам Федерального собрания. Если Россия ратифицирует Римский статут, эти положения потеряют силу, поскольку Статут применяется «в равной мере ко всем лицам без какого бы то ни было различия на основе должностного положения» (ст. 27 Статута).

На мой взгляд, решение Президента Российской Федерации было верным и принято с учетом современной политической обстановки, в которой прослеживается явная антироссийская риторика. Заявления официальных представителей МУС по поводу ситуации на Украине, грузино-осетинского конфликта или сирийского конфликта также имеют цель осудить Россию. Например, в ежегодном отчете главного прокурора МУС Фату Бенсуды  говорится, что присоединение Крыма к России представляется как оккупация полуострова российскими силами, приводятся доказательства, подтверждающие факты притеснения крымских татар на территории полуострова, и  утверждается, что перестрелки на востоке Украины и задержание российских военных на территории этой страны «указывают на прямое военное противостояние между российскими вооруженными силами и армией Украины, что свидетельствует о существовании международного вооруженного конфликта». Все это вызывает вопросы о беспристрастности и компетентности данного органа.

Список использованной литературы.

1. Amendments to the Rome Statute of the International Criminal Court: Adoption of Amendments to the Crime of Aggression (2010, June 11). Kampala, C.N.651.2010.TREATIES-8.

2. Устав Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. (Международный трибунал по бывшей Югославии). Принят резолюцией Совета Безопасности 827 (1993) от 25 мая 1993 г. с поправками, внесенными резолюциями Совета Безопасности 1166 (1998) от 13 мая 1998 г., 1329 (2000) от 30 ноября 2000 г., 1411 (2002) от 17 мая 2002 г. и 1431 (2002) от 14 августа 2002 г. Ст. 7.

3. Устав Международного уголовного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г. Принят резолюцией Совета Безопасности 955 (1994) от 8 ноября 1994 г. с поправками, внесенными резолюциями Совета Безопасности 1165 (1998) от 30 апреля 1998 г., 1329 (2000) от 30 ноября 2000 г., 1411 (2002) от 17 мая 2002 г. и 1431 (2002) от 14 августа 2002 г. Ст. 6.

4. Sievert R. A New Perspective on the International Criminal Court: Why the Right Should Embrace the ICC and How America Can Use it // University of Pittsburgh Law Review. 2006. № 68(77). Pp. 108–110.

5. Глотова С.В. Россия и Международный уголовный суд: некоторые вопросы имплементации Римского Статута // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». 2007. № 3. С. 72–78.

6. Официальный сайт МУС http://www.un.org/ru/law/icc/

7. РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАМЕРЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ РИМСКОГО СТАТУТА МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА http://rulaws.ru/president/Rasporyazhenie-Prezidenta-RF-ot-16.11.2016-N-361-rp/

8. Официальный сайт ТАСС http://special.tass.ru/info/3789627

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
28.04.2024