Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Правовое регулирование международных воздушных сообщений

Каждое государство обладает суверенитетом над воздушным пространством, находящимся в пределах его сухопутной и водной территории. Другими словами, воздушное пространство в указанных пределах является неотъемлемой частью территории государства. Однако надо понимать, что вылетая за пределы государства регистрации, гражданское воздушное судно пересекает свои государственные границы и границу других государств. Именно факт пересечения государственной границы является основным для признания полета международным.[1]


         Международные воздушные сообщения (перевозки) представляют собой неотъемлемую часть международного воздушного права и занимают особое место среди внешнеторговых перевозок. [2] Почему? Ответ прост и очевиден. Во-первых, этому способствует  оперативная доставка в пункт назначения, обусловленная непосредственно скоростными характеристиками полетов. Во-вторых, это быстрое реагирование на изменения маршрутов и возможность выбора альтернативных вариантов. Однако, все эти указанные преимущества, дающие возможность установить связь между различными государствами, обусловили ряд особенностей международных воздушных перевозок. Они связаны с установлением определенных правил и процедур. Использование гражданского воздушного флота для осуществления международных перевозок грузов и пассажиров требует соответствующего правового регулирования отношений, складывающихся при этом.

 

          Для четкого понимания проблемы  рассмотрим основные понятия.

Итак, понятие «Государство регистрации» означает, что в официальный реестр (регистр) государства занесены воздушные, морские и речные суда, различные космические объекты.

Понятие «Международные воздушные сообщения (перевозки)». В соответствии со статьей 96 Чикагской конвенции 1944 года: «под международным воздушным сообщением понимается сообщение, осуществляемое воздушными судами с целью перевозки пассажиров, почты или груза через воздушное пространство над территорией более чем одного государства». В качестве главных координационных центров международных воздушных перевозок по обеспечению их организационно-правовой базы в середине 40-х годов XX века были созданы две международные организации: Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Основная цель данных организаций заключается в определении направлений стратегического развития международной гражданской авиации и в обеспечении эффективного взаимодействия авиакомпаний на рынке внешнеторговых перевозок. Также эти организации отвечают за подготовку проектов международных договоров в области перевозок воздушным транспортом, разработку правил перевозки пассажиров и грузов и решение споров, связанных с деятельностью воздушного транспорта при помощи посредничества и арбитража.

Чикагская конвенция различает регулярные и нерегулярные воздушные сообщения.

В соответствии со статьей 5, нерегулярные полеты на территорию государств, транзитные беспосадочные перелеты через такую территорию и посадки с некоммерческими целями могут осуществляться без получения предварительного разрешения, но с обязательным соблюдением положений Конвенции. При этом государство, над территорией которого осуществляется полет, имеет право требовать совершения посадки. Что же касается регулярных рейсов, то они, как отмечено в статье 6, допускаются только по специальному соглашению и  с согласия соответствующего государства.

Тем не менее, еще одной особенностью международных воздушных сообщений является его коммерческий характер в связи с тем, что  перевозка пассажиров, багажа, грузов и почты осуществляется за плату. Регулярные международные воздушные сообщения коммерческого характера могут различаться по объему прав и возможностей перевозчиков. В действительности, подобные сообщения формируют, так называемые, «свободы воздуха». 

«Свободы воздуха» представляют собой набор из семи правил гражданской авиации, которые дают авиакомпаниям страны привилегии на вхождение в воздушное пространство другой страны и на приземление на её территории. Данные правила были впервые заложены в Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года (известной как Чикагская конвенция)[3].

       «Свободами воздуха»  являются следующие права перевозчиков:

Первые две «свободы» составляют содержание Соглашения о транзите  по международным    воздушным линиям 1944 года:

  1. право на беспосадочный транзитный полет над территорией данного иностранного государства;
  2. право на транзитный полет над территорией данного иностранного государства с посадкой на ней, но не в коммерческих целей (то есть без выгрузки или погрузки пассажиров, грузов и почты; в основном для дозаправки, профилактического осмотра и т.п.);
  3. право привозить в данное иностранное государство пассажиров, грузы и почту, которые следуют из государства регистрации воздушного судна;
  4. право привозить в государство регистрации пассажиров, грузы и почту, которые следуют из данного иностранного государства;
  5. право перевозить пассажиров, грузы и почту из данного иностранного государства в другие (третьи) иностранные государства и из других(третьих) иностранных государств в данное иностранное государство;
  6. право перевозить пассажиров, грузы и почту из одного иностранного государства в другое иностранное государство через территорию государства регистрации (т.е. через свою территорию);
  7. право перевозить пассажиров, грузы и почту из одного иностранного государства в другое иностранное государство, минуя территорию государства регистрации (т.е. минуя свою территорию)

Первые пять данных «свобод» закреплены в Соглашении о международном воздушном транспорте 1944 года. До 1944 года существовала еще одно право, а именно «право осуществлять каботажные перевозки, начало и окончание которых полностью находятся в пределах иностранного государства. Однако, в соответствии со ст. 7 Чикагской конвенции 1944 г. такие перевозки запрещены на исключительной основе.

v  Каботаж - «плавания коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства».

Таким образом, предоставление коммерческих прав перевозчикам —  исключительное право каждого государства как субъекта международного права. Все перечисленные «свободы воздуха» закреплены в различных двусторонних соглашениях о международном воздушном сообщении. Стороны сами договариваются об объемах коммерческих прав, основываясь на общих интересах и целях.

                                                  


[1] Гречуха В.Н. Правовые основы международных перевозок и грузов. Часть 1: Учебное пособие.- М.:МГИУ, 2007. – 559 с.

[2] Бордунов В. Д. Международное воздушное право. Учебное пособие. — М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес»; издательство «Научная книга», 2006. – 464 с.

[3] http://www.garant.ru/ - Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 07.12.1944 года) (с изменениями и дополнениями)

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
28.04.2024