Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Ответственность за нарушение права СНГ

После распада СССР возникло Содружество Независимых Государств. С мая 1988 г. по январь 1991 г. декларации о суверенитете приняли верховные советы почти всех союзных и автономных республик бывшего Советского Союза. Содружество действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 г. Устав закрепляет суверенное равенство всех членов Содружества, которые являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества.

Предотвращение и урегулирование конфликтов в СНГ основывается на принятой государствами СНГ концепции, в которой подчеркивается, что поддержание мира и стабильности является неотъемлемым условием существования Содружества, обеспечивающим экономическое, социально-политическое развитие как каждого из государств-участников, так и Содружества в целом. В качестве основных направлений такой деятельности Содружества концепция определяет предотвращение конфликтов, их урегулирование, постконфликтное миростроительство.

Каждое из этих направлений предполагает возможность использования воинских контингентов в качестве инструмента миротворчества. Так, в интересах предотвращения конфликтов может быть предпринято превентивное развертывание военного персонала государств СНГ в районе возможного противостояния с целью предотвращения эскалации напряженности, перерастания споров, разногласий и кризисов в вооруженный конфликт. Урегулирование вооруженных конфликтов может включать проведение операций по поддержанию мира, т. е. ограниченных по времени политических акций с привлечением военного, полицейского и гражданского персонала.

В то же время участники Содружества не допускают принудительных действий при урегулировании конфликтов без соответствующих санкций Совета Безопасности ООН.

Одна из задач стран СНГ — скоординировать подходы к проблеме обеспечения прав граждан. В этом плане большое значение имеет Заявление Межпарламентской Ассамблеи "О социальной защите граждан", подтверждающее приверженность международным принципам, касающимся обеспечения прав человека и гражданина, и принятым при образовании Содружества обязательствам.

В случае нарушения прав человека допускается ввод миротворческих сил СНГ на территорию конфликтующих сторон.

Закрепляется принцип судебной защиты прав человека в интересах гражданства; приоритет норм международного права и договоров над национальным законодательством.

В конвенции Содружества Независимыъ Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года определен порядок рассмотрения обращений лиц и неправительственных организаций при нарушении их прав.

Рассматривает обращения Комиссия по правам человека СНГ. Комиссия осуществляет наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами в рамках Содружества.

Так каждая из Сторон имеет право направлять любой из Сторон письменные запросы по вопросам, связанным с нарушением прав человека какой-либо из Сторон и входящим в компетенцию Комиссии.

Если вопрос, по которому направлен запрос, в течение шести месяцев после его получения не решен к удовлетворению запрашивающей Стороны, она имеет право передать этот вопрос в Комиссию, уведомив об этом другую заинтересованную Сторону

Комиссия рассматривает переданный ей вопрос по существу только после того, как она удостоверится, что все доступные внутригосударственные средства правовой защиты были исчерпаны и после этого прошло не более шести месяцев.

По любому переданному на ее рассмотрение вопросу Комиссия имеет право обратиться к заинтересованным Сторонам с просьбой представить любую относящуюся к делу информацию. Заинтересованные Стороны должны представить такую информацию в Комиссию либо, в случае отказа, дать мотивированный ответ. 
Заинтересованные Стороны могут делать свои представления при рассмотрении вопроса Комиссией устно или письменно.

Если вопрос, переданный в Комиссию, не решен к удовлетворению заинтересованных Сторон, Комиссия может с их согласия назначить специальную согласительную подкомиссию из числа уполномоченных представителей любой из Сторон. Членом такой подкомиссии не может быть гражданин какой-либо из заинтересованных Сторон. 
Подкомиссия также имеет право обратиться к заинтересованным Сторонам с просьбой предоставить любую относящуюся к делу информацию. Отказ предоставить такую информацию должен быть мотивированным. 

По завершении рассмотрения вопроса подкомиссия представляет Комиссии заключение для направления его заинтересованным Сторонам.

Комиссия рассматривает индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций по вопросам, связанным с нарушениями прав человека любой из Сторон и входящим в компетенцию Комиссии, в соответствии со своими правилами процедуры.

Комиссия не рассматривает никаких обращений по существу, пока не удостоверится в том, что: 
а) поставленный в обращении вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования; 
б) заявитель исчерпал все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и с этого момента прошло не более шести месяцев; 
в) обращение не является анонимным.

При рассмотрении какого-либо вопроса Комиссия может заслушивать на своих сессиях заявителей, обращения которых рассматриваются, или их представителей.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
12.05.2024