«Мягкое право» в международной правовой системе

Современные международные отношения находятся в постоянном динамичном развитии. Такие процессы в международных отношениях, как глобализация, модернизация, инновационное развитие, влекут за собой новые сферы сотрудничества и, соответственно, порождают необходимость регулирования всесторонних связей субъектов данных отношений нормами международного права. Однако процесс создания международных договорных норм и формирования обычных норм международного права является достаточно длительным. Все чаще процесс регулирования международных отношений подчиняется правилам, которые не являются нормами права в юридическом смысле. В международной практике такие правила именуют «мягким правом».

«Мягкое право» классифицируют следующим образом: 1) особый вид норм международного права; 2) неправовые международные нормы. Под особым видом норм международного права понимают «общие» нормы и принципы, которые используются в международных договорах. Речь идет об общих договорных формулировках, содержание которых не представляет собой конкретного специфического обязательства. Например, Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992 г.), по сути, является соглашением об общих принципах действий всех стран, его подписавших, по проблеме изменения климата, а конкретные обязательства сторон содержатся в других договорах по проблеме изменения климата. В роли «мягких» соглашений выступают и договоры, в которых встречаются такие формулировки, как «стороны способствуют», «стороны содействуют», «стороны поощряют» и т. п. Далее рассмотрим второй вид норм «мягкого права» — неправовые международные нормы. Сегодня нормы «мягкого права» можно встретить в различных документах международного характера: в декларациях, принимаемых на международных конференциях; в резолюциях Генеральной ассамблеи ООН (в том числе тех, которые затрагивают важнейшие вопросы международных отношений — суверенитет над природными ресурсами, открытое космическое пространство, глубоководные районы морского дна и др.); в кодексах поведения и руководящих принципах деятельности; в рекомендациях международных организаций (Международного агентства по атомной энергии, Международной морской организации, Продовольственной и сельскохозяйственной организации, Международной организации гражданской авиации). Данные примеры подтверждают существование в международных отношениях такого средства регулирования, как «мягкое право». Безусловно, указанные источники «мягкого права» различны по своему уровню и содержанию. Объединяющим фактором здесь является сам факт создания такого рода норм, стремление к их реализации со стороны субъектов международного права в целях регулирования международного сотрудничества. В этом ключе нормы «мягкого права» рассматривают, с одной стороны, как альтернативный вариант регулирования международных отношений, а с другой — как одну из ступеней в формировании норм международного права. И действительно, в первом случае субъектам международного права гораздо проще достичь соглашения по тому или иному вопросу сотрудничества, если оно не накладывает на стороны конкретных обязательств действовать в строго определенных рамках или воздерживаться от осуществления тех или иных действий. «Мягкое право» позволяет субъектам разработать более детальные и точные предписания, поскольку накладываемые обязательства и последствия их несоблюдения довольно ограничены.Например, во избежание внутренней процедуры ратификации государствам проще закрепить достигнутые договоренности в акте «мягкого права», в который впоследствии легче внести поправки либо вообще заменить на новый документ международного характера. Так, одно лишь заключение международного договора сопряжено со многими издержками (процедура внутригосударственного согласования проекта международного договора, согласование на уровне внешнеполитических ведомств государств, сбор делегации для проведения переговоров по проекту договора, проведение непосредственных переговоров перед подписанием договора и т. п.). Зачастую заключению международного договора предшествуют совместные заявления государств, подписания меморандумов о взаимопонимании и протоколов совместных заседаний межправительственных комиссий. В дальнейшем положения указанных документов международного характера могут частично или полностью быть трансформированы в международный договор. «Мягкие» нормы рекомендаций Международного агентства по атомной энергии способствовали быстрому принятию Конвенции от 26.09.1986 об оперативном оповещении о ядерной аварии и легли в ее основу; рекомендации, принятые в рамках Программы ООН по окружающей среде, об оценке взаимодействия на окружающую среду были частично инкорпорированы в Конвенцию от 25.02.1991 об оценке взаимодействия на окружающую среду в трансграничном контексте. О трансформации норм «мягкого права» в обязательные нормы свидетельствует и обширная практика заключения двусторонних международных договоров. Положения меморандума от 28.10.2008 о взаимопонимании по сотрудничеству в нефтяной сфере между Россией и Китаем отразились в Межправительственном соглашении от 21.04.2009 между Россией и Китаем о сотрудничестве в нефтяной сфере. Иногда в самих международных договорах содержатся ссылки на нормы «мягкого права», что можно расценивать как придание обязательного характера последним. Ярким примером является Конвенция ООН от 10.12.1982 по морскому праву: в соответствии со ст. 207 государства стремятся установить и стандарты, и рекомендуемые практику и процедуры для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды. Система современных международных отношений является настолько гибкой, а виды международного сотрудничества — настолько разнообразными, что порой их не удается подчинить строгому международному правовому регулированию. Данные примеры прекрасно демонстрирует значительное влияние «мягкого права» на международную правовую систему. При выборе способов решения того или иного международного вопроса субъектам международного права становится труднее договориться, создать формально определенную норму права. В таких случаях на помощь приходит «мягкое право», которое оказывает непосредственное влияние на регулирование международных отношений и к тому же является неотъемлемой составляющей процесса формирования норм международного права.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
13.12.2019