Международный контроль в области разоружения

Разоружение – комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их сокращение, ограничение и конечном счете – ликвидацию. В этот комплекс средств входит и определенный перечень правовых норм и практических действий государств. С другой стороны, разоружение – основной принцип международного права.



Вопросами разоружения занимаются:

1) Генеральная Ассамблея ООН, которая рассматривает общие принципы, определяющие основные направления разоружения и регулирование разоружения;
2) Совет Безопасности ООН. Орган, несущий ответственность за формулирование планов создания системы регулирования вооружений и возможного разоружения и предоставление этих планов членам ООН;
3) региональные организации коллективной безопасности в рамках своих уставов;
4) Комиссия ООН по разоружению, которая разрабатывает общие принципы ведения переговоров по разоружению, а также меры по укреплению доверия;
5) Конференция ООН по разоружению, занимающаяся непосредственно разработкой международных соглашений в области ограничения, сокращения и запрещения оружия массового поражения;
6) специальный комитет ООН для Всемирной конференции по разоружению;
7) другие организации и органы.

Действующее международное право содержит в себе нормы, прямо предусматривающие обязанность государств разоружаться. Кроме того, существует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению. Их задача – запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, запрещение их производства, накопления и применения.

Особенно развит в этом отношении комплекс мер, относящихся к оружию массового поражения. Существующие нормы направлены на то, чтобы не допустить распространения ядерного оружия и не допустить его создания или приобретения каким-либо государством, кроме тех, которые общепризнанно обладают им. В структуре этой проблемы находятся также проблема регулирования стратегических вооружений (баллистические ракеты, крылатые ракеты, межконтинентальные ракеты, а также средства противоракетной обороны).

Основными направлениями международного сотрудничества в области разоружения являются:

1) меры по нераспространению ядерного оружия – Договор о нераспространении 1968 г.;
2) ограничение отдельных видов вооружения – Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г.;
3) запрещение производства и ликвидация отдельных видов вооружений – Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.;
4) ограничение территорий размещения отдельных видов оружия – Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в ее недрах оружия массового поражения 1971 г.;
5) ограничение и сокращение вооруженных сил – Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г.;
6) демилитаризация и нейтрализация отдельных территорий – Договор 1959 г. О нейтрализации Антарктики;
7) меры общего характера по обеспечению безопасности – Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.

В настоящее время особенно большое значение приобрел вопрос о международном контроле в такой жизненно важной области, какой является разоружение. От того, как он будет решен, зависит само существование человеческой цивилизации, предотвращение мировой ядерной войны - главной общечеловеческой проблемы современности. В проблеме международного контроля за разоружением имеется два принципиально важных вопроса: вопрос о месте контроля в системе договорных обязательств по разоружению и вопрос о соотношении контроля с некоторыми важными принципами международного права, в особенности с принципом уважения суверенитета государств.

Если говорить о месте, которое занимает международный контроль в проблеме разоружения, то он всегда является дополняющим и подчиненным главной задаче - обеспечению выполнения обязательств договора, которые он призван гарантировать. Несмотря на всю важность вопроса о международном контроле над разоружением, он не является самодовлеющим, а подчинен задаче обеспечения выполнения обязательств по договору о разоружении, когда он будет заключен. Совершенно очевидно, что само по себе установление международного контроля над вооружением без взятия государствами обязательств по разоружению не может автоматически привести ни к разоружению, ни к запрещению ядерного оружия. Проблема международного контроля затрагивает также такой важный вопрос, как вопрос о государственном суверенитете. Как справедливо заметил С.А. Малинин, международный контроль - это такой институт, малейшее злоупотребление которым немедленно приводит к нарушению суверенных прав государств.

Международный контроль в области разоружения должен строиться таким образом, чтобы его эффективность сочеталась с уважением суверенитета и невмешательством во внутренние дела государств. Огромные преимущества советской позиции, в отличие от западной, в отношении международного контроля над разоружением заключаются в том, что советские предложения о контроле сочетают установление эффективного международного контроля с уважением суверенитета государств и принципа невмешательства в их внутренние дела. Они основаны на признании принципа равенства и взаимности в осуществлении контроля и соблюдении Устава ООН. Международный контроль может осуществляться в различных формах и различными методами. Например, советские предложения в области разоружения, а также запрещения ядерного и других видов оружия массового уничтожения предусматривают такие формы контроля, как инспекция, отчеты и информация государств о выполнении своих обязательств, специальные обследования и др.

На выбор формы и методов контроля за ограничением вооружений и разоружением влияет также объект международного договора, то есть вид вооружений и вооруженных сил, подлежащих ограничению, сокращению или уничтожению. Все эти факторы должны учитываться и учитываются в советских предложениях по вопросам разоружения и в тех соглашениях, которые уже достигнуты в этой области. Государственные деятели США и других западных держав, стремясь оправдать свой отказ от кардинального решения проблемы разоружения и запрещения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, пытаются доказать, что причина тупика в этой области заключается якобы в нежелании СССР согласиться на международный контроль в области разоружения.

Основными источниками норм в области разоружения являются международные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.); региональные(Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Договоры можно также классифицировать по целям и объектам. Международное право не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы «в духе доброй воли вести переговоры ... о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем» (ст. 6 Договора о нераспространении ядерного оружия).

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
13.12.2019