Международное морское право и примеры его нарушения

Международное морское право (международное морское публичное право) — это совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Одной из областей, затрагиваемых конвенцией, является территориальное море.

Территориальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.
Граница территориальных вод смежных государств определяется международными договорами.
На территориальные воды, их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства.
Конвенция ООН по морскому праву относит к территориальному морю прибрежную морскую полосу шириной не более 12 морских миль. Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания), либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).
Линии разграничения территориальных вод с соседними или противолежащими государствами и внешняя граница территориальных вод служат государственной границей прибрежного государства.
Несмотря на то, что международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль,  национальное законодательство отдельных стран часто устанавливает свой размер территориальных вод, например США - 6 миль, некоторые страны Африки - 24 мили, страны Южной Америки - до 200 миль, некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.).

Примеры незаконного задержания государствами иностранных кораблей. 
Наиболее известен случай с советским пароходом "Селенга", который перевозил ценный груз вольфрама и молибдена и в 1939 году по надуманным основаниям (подозрения в торговле с военным противником) был задержан британским флотом, а затем, сразу после освобождения корабля — французским.
Следует отметить, что в то время не действовала большая часть современных конвенций по морскому праву — но тем не менее советское правительство добилось освобождения моряков, преодолев многочисленные провокации англичан вроде отправки на борт посредников, предлагавших продать корабль.
Из относительно недавних прецедентов, когда как раз и была применена вышеупомянутая статья 292 Конвенции, следует упомянуть дело об освобождении танкера "Сайга", плававшего  под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины. Танкер поставлял топливо и воду рыболовным и другим судам, которые добывали рыбу у западного побережья Африки. В октябре 1997 года Республика Гвинея выслала патрульные катера и со стрельбой задержала танкер, ранив одного из членов экипажа.
После неудачных переговоров об освобождении судна судовладелец обратился за помощью к стране его флага. Представители государства Сент-Винсент и Гренадины обратились в Международный трибунал ООН по морскому праву с ходатайством о незамедлительном освобождении судна и команды на основании статьи 292 Конвенции ООН по морскому праву. Впоследствии судно и команда были освобождены и вынесено решение о возмещении ущерба.
Ну, и, наконец, случай, произошедший совсем недавно. Украинские пограничники 25 марта задержали судно "Норд" под флагом России в Азовском море с 10 членами экипажа. Все они граждане России. Арест произошел в 15 милях от Обиточной косы, которая относится к Запорожской области Украины. Свои действия пограничники объяснили тем, что корабль зарегистрирован «на территории Автономной Республики Крым». Нарушением порядка выезда из «оккупированной территории» в погранслужбе сочли и наличие у всех членов экипажа «так называемых паспортов граждан РФ, выданных в городе Керчь». Российский МИД требует освободить экипаж и вернуть судно, но на данный момент в Украине игнорируют попытки российской стороны урегулировать ситуацию.

Украинские власти уже не раз пытались наказать корабли, заходившие в Крым, но это были суда под флагами других стран. Так, в ноябре 2016 года Приморский райсуд Одессы заочно арестовал и судно Varyag («Варяг»), которое курсировало между Крымом и Турцией. В марте прошлого года Малиновский районный суд Одессы конфисковал судно Sky Moon («Скаймун») под флагом Танзании в отместку за его заход в порты Крыма. 

В морском праве есть такой пункт - «принцип иммунитета военных кораблей».

Принцип гласит — военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом. Ограничение этому — случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Но в истории одной самых «порядочных» стран в мире есть эпизод, о котором они, возможно, хотели бы забыть.
Речь идёт о Фолклендской войне между Великобританией и Аргентиной за британские заморские территории. Да, Аргентина сама спровоцировала конфликт, да, они проиграли, но блестящую победу Великобритании затмевает случай, ставший самой большой трагедией в новейшей истории Аргентины.
Аргентинский крейсер «Генерал Бельграно» входил в состав аргентинской оперативной группы 79.3, которая 26 апреля 1982 года вышла из порта Ушуайя навстречу приближавшемуся к Фолклендам британскому флоту.
30 апреля группировка была обнаружена британской атомной подводной лодкой «Конкерор», совершавшей патрулирование в районе островов.
1 мая подводная лодка приблизилась к аргентинской опергруппе, продолжая оставаться незамеченной. На этот момент аргентинские корабли находились за пределами 200-мильной (370 км) военной зоны, объявленной Великобританией (и было сделано официальное заявление о том, что любой аргентинский корабль в этой зоне будет потоплен). Несмотря на это, британцы сочли группу представляющей угрозу для своего флота. После консультаций с министрами своего кабинета Маргарет Тэтчер лично отдала распоряжение об атаке на корабли противника.
2 мая 1982 года субмарина «Конкерор» произвела залп тремя торпедами, две из которых попали в «Генерал Бельграно». При потоплении крейсера «Генерал Бельграно» погибло 323 человека, что составляет около половины всех людских потерь Аргентины в Фолклендской войне.
Многие наблюдатели подвергли Великобританию критике за то, что крейсер был потоплен за пределами 200-мильной зоны, объявленной ими самими. В 2000 году Аргентина обратилась в Европейский суд по правам человека в Страсбурге с жалобой относительно незаконности действий Великобритании в случае с «Генерал Бельграно», однако получила отказ по сроку давности.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
19.06.2021