Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Международно-правовое положение государственной собственности за рубежом

Специфическим объектом регулирования в международном частном праве является имущество государства, находящееся за рубежом. В состав зарубежного государственного имущества могут входить: недвижимость, акции, ценные бумаги, доли в кампаниях, морские и воздушные суда и так далее.

В отличие от имущества иностранных физических и юридических лиц, которое подчиняется юрисдикции страны места нахождения имущества, зарубежное государственное имущество наделено особым статусом. Правовое положение государственной собственности за рубежом определяется внутренним национальным законодательством, правом страны места нахождения имущества и международными договорами.

Согласно международной практике, собственность государства пользуется неприкосновенностью. Это означает, что она не может без согласия государства-собственника быть подвергнута принудительному отчуждению, аресту и другим принудительным мерам, она не должна подвергаться расхищению со стороны другого государства, его органов или частных лиц, она также защищена от целого ряда иных односторонних мер иностранного государства.

Иммунитет, которым пользуется собственность иностранного государства, делает недопустимым:

  • предъявление исков непосредственно к такой собственности;
  • наложение ареста на собственность для обеспечения любого предъявляемого к иностранному государству иска, связанного или не связанного с такой собственностью;
  • принудительное исполнение решения суда, вынесенного в отношении такой собственности иностранного государства.

Тем не менее, в законах некоторых государств (таких как Великобритания, Австралия, Пакистан и других) предусмотрено, что иностранное государство не пользуется иммунитетом от разбирательства относительно:

  • любой доли этого государства в недвижимой собственности, находящейся на территории государства суда, ее владения или использования;
  • любого обязательства этого государства, возникающего из его доли в такой собственности.

Согласно Европейской конвенции об иммунитете государства 1972 года иностранное государство не пользуется иммунитетом в судах другого государства - участника по спорам, касающимся права иностранного государства на недвижимую собственность, которая находится на территории государства суда.

Широкое распространение получила теория ограниченного (функционального) иммунитета. Оно подразумевает, что вынесение судебного решения против государства означает, что взыскание может быть обращено государственное имущество, находящееся за рубежом, но при этом не на любое. Если имущество иностранного государства служит осуществлению суверенных функций, функций публично-правового характера, оно продолжает пользоваться иммунитетом и в странах, перешедших на позиции ограниченного иммунитета, если же имущество предназначено для коммерческих, торговых целей - на такое имущество иммунитет не распространяется.

В Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (от 2004 года) дается перечень особых категорий собственности, которые, в частности, не должны рассматриваться как собственность, используемая государством «в иных целях, чем государственные некоммерческие цели». К ним относятся:

  1. собственность, включающая банковские счета, используемые дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и любыми другими специальными миссиями;
  2. собственность военного характера (предназначенная для использования в военных целях);
  3. собственность центрального банка или иного финансового органа государства;
  4. собственность, составляющая часть культурного наследия государства или часть его архивов;
  5. собственность в качестве, например, музейных экспанатов, представляющих исторический, культурный или научный интерес.

Наряду с правом государств обладать государственной собственностью за рубежом и существования иммунитета в отношении некоторых её видов, в международном праве существует понятие «национализация». Национализация - это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в публичную собственность.

С точки зрения правовой природы национализация представляет собой акт суверенной государственной власти, социально-экономическую меру общего характера, а не наказание отдельных лиц. В современном праве и практике закреплена безусловная обязанность государства выплатить иностранному лицу быструю, эффективную и адекватную компенсацию в случае национализации его собственности.

В 1962 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию по Постоянному суверенитету государств над природными богатствами, которая устанавливает: «Национализация, экспроприация или реквизиция должны быть вызваны необходимостью коммунального обслуживания, целями безопасности или предприняты в национальных интересах, которые признаны превалирующими над индивидуальными или частными интересами, как местными, так и иностранными... Собственнику должна быть выплачена... компенсация согласно действующему законодательству государства, предпринимающего подобные меры в силу своего суверенитета и в соответствии с международным правом».

На фоне этого, необходимо отметить, что иммунитет в отношении государственной собственности, расположенной на территории иностранного государства, в некоторой мере ограничен в силу ряда международно-правовых норм, нацеленных на поддержание национальных интересов государств.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
27.04.2024