Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Кому выгодно удаление России из состава Совета ООН по правам человека?

В ходе 10-летней истории существования Совета ООН по правам человека, впервые выборы членов этого органа спровоцировали некий резонанс. В ходе предвыборного процесса наблюдается давление англосаксов на государства-члены ООН для того, чтобы препятствовать переизбранию России в состав СПЧ. Важно отметить, что в СПЧ была направлена петиция (1), требовавшая не допустить вхождение России в состав Совета из-за действий в Сирии. Отсюда следует, что такая изоляция России влечет за собой очередной удар по репутации ООН и поднимает вопрос о способности ряда членов организации принимать объективные решения.

28 октября 2016 г. в Генеральной Ассамблее ООН прошли выборы новых членов СПЧ на срок 2017–2019 гг. В ходе выборов на два места в Совете группой восточноевропейских государств были выдвинуты три кандидатуры — Россия, Хорватия, Венгрия. Согласно результатам голосования, Россию поддержали 112 государств, Хорватию — 114, Венгрию — 144 государства. США и Великобритания получили «входной билет» в СПЧ от группы западноевропейских и других государств на безальтернативной основе. Отсюда становится очевидно стремление Вашингтона и Лондона захватить бразды правления в правозащитном органе системы ООН с целью продвигать свои политические инициативы.

Проводя анализ такого поведения западных государств, можно сделать вывод, что за счет удаления России они пытаются обеспечить свое доминирующее положение в Совете и в дальнейшем использовать его как инструмент для вмешательства во внутренние дела так называемых «неугодных» государств и подрыва основных принципов международного права.

Рассмотрим созыв, который прошел за неделю до выборов (21 октября) по предложению группы государств во главе с Великобританией, 25-й специальной сессии СПЧ по Сирии. Результатом стала принятая резолюция (2), цель которой является возложить ответственность за происходящее в восточной части Алеппо на сирийскую армию и ее союзников. Вместе с тем, авторы резолюции отказались осудить содействие извне международным террористам в Сирии, признать необходимость отделения террористов от «умеренной» оппозиции, поддержать усилия спецпосланника генерального секретаря ООН по сирийскому урегулированию С. де Мистуры по выдворению из Восточного Алеппо джихадистов. (3)

Обращаясь к истории, мы видим, что попытки некоторых государств использовать органы ООН с целью реализации своих целей не заканчивались успешно. Достаточно вспомнить историю деятельности предшественницы СПЧ — Комиссии ООН по правам человека, которая утратила доверие среди многих государств.

Важно заметить, что Вашингтон долгое время воздерживался от вступления в СПЧ, в том числе и из-за необходимости прохождения определенной процедуры, которая подразумевает проведение регулярных обзоров выполнения государствами обязательств в сфере соблюдения прав человека. Итак, рассмотрим первый универсальный обзор 2010г. В адрес Вашингтона государствами-членами и наблюдателями ООН было вынесено рекордное число рекомендаций (228), которые затрагивают соблюдения прав человека и устранения их нарушений внутри самого государства и во время военных операций за рубежом. Из основных можно выделить необходимость отмены смертной казни, закрытия тюрьмы на базе в Гуантанамо, тщательного расследования случаев применения пыток и превышения полномочий силовыми структурами, борьбы с расовой дискриминацией и нетерпимостью, соблюдения прав мигрантов, меньшинств и коренных народов. (4)

Вспомним также 2015 г., а именно 11 мая, когда в Женеве Совет ООН по правам человека рассмотрел правозащитную ситуацию в США в рамках процедуры второго периодического обзора, где было констатировано ухудшение положения с правами человека в США. Критику вызвали противоречащие международным нормам в области прав человека методы американских спецслужб по скрытому сбору персональной информации, в том числе за рубежом. Помимо вышесказанного, Вашингтон не торопится присоединиться к основным международным договорам в области прав человека, не исключая Конвенцию о правах ребенка. (Ратифицировали все государства мира за исключением США и Сомали). (5)

Следовательно, факт отсутствия России в Совете может быть использован для того, чтобы обходить действующие в Совете процедуры. Даже сегодня мы видим подрыв концепции универсального периодического обзора. Согласно позиции России, на 71-й сессии ГА ООН, известно также о реализации планов западных стран по превращению СПЧ в квазисудебный мониторинговый механизм и продвижению на его площадке противоречивых концепций, в том числе идее создания всемирного суда по правам человека. (6) Отсюда становится очевидно, что в фокусе его внимания окажутся исключительно «неугодные» Западу государства. 

  1. https://www.hrw.org/news/2016/10/24/un-russias-role-syria-raises-questions-about-bid-human-rights-council
  2. http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/HRC/S-25/L.1
  3. http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2504566
  4. http://www.mid.ru/foreign_policy/humanitarian_cooperation/-/asset_publisher/bB3NYd16mBFC/content/id/229962
  5. http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/1257699
  6. http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/un/-/asset_publisher/U1StPbE8y3al/content/id/2506078
×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
27.04.2024