Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Гуманитарная интервенция: спасение или катастрофа?

Правомерность гуманитарной интервенции является  одной из наиболее спорных  проблем права международной безопасности в части применения силы. В последнее время международное сообщество под гуманитарными лозунгами многократно вмешивалось в межконфессиональные и межэтнические конфликты, угрожавшие правам гражданского населения. И каковы же результаты и последствия таких гуманитарных интервенций? Могут ли они иметь перспективы?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, прежде всего, необходимо разобраться с понятием «гуманитарная интервенция»Итак, прилагательное «гуманитарный» имеет очень широкое значение и используется для описания различных мероприятий, осуществляемых государственными и негосударственными субъектами в целях улучшения положения и благосостояния уязвимых лиц. В более широком смысле, «гуманитарный» означает «обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека»1. Слово «гуманитарный» всегда используется в положительном смысле, что свидетельствует о намерении помочь кому-то, кто находится в беде. Те, кто осуществляют гуманитарную деятельность, всегда приносят жертвы для оказания помощи пострадавшим. Иногда гуманитарные действия входят в обязанность отдельных субъектов. Так, например, происходит в случае с Международным Комитетом Красного Креста, национальным обществом Красного Креста или с медицинским персоналом. Однако очень часто гуманитарная деятельность осуществляется теми, кто не имеет на это никаких юридических прав, ими двигает лишь чувство человечности. Когда речь идет о «гуманитарной интервенции» прилагательное «гуманитарный»  не применяется для описания мер и средств, которые необходимо принять. Учитывая, что здесь подразумевается использование вооруженной силы, то такие меры и средства по своей природе уже являются негуманитарными.

Далее рассмотрим понятие «интервенция». Оно происходит от латинского «interventio», что означает «вмешательство». Сегодня существует множество трактовок данного определения. Так, профессор английского университета, специалист в области истории международных отношений Т.Отте определяет интервенцию как «инструмент внешней политики, предполагающий вмешательство насильственного характера во внутренние дела стороннего государства с целью повлиять на действия или решения государства, подвергшегося вмешательству»2. В зависимости от степени применения силы по отношению к другому государству можно выделить три основных вида интервенции. Во-первых, «мягкая» («soft») интервенция, заключающаяся в проведении дискуссий и разработке рекомендаций для разрешения конкретной ситуации. Во-вторых, «жесткая» («hard») интервенция, выражающаяся в использовании мер принудительного характера, не исключающих применение военной силы. К ним также относятся наложение экономических и другого рода санкций. И третий вид, это «силовая» («forcible») интервенция, предполагающая обязательное применение военной силы.3

Важно отметить, что интервенцию не следует понимать только как деятельность, противоречащую международному праву. Другими словами, понятие интервенция не следует путать с ее законностью. Она может быть как законной, так и незаконной, в зависимости от условий и причин ее возникновения, а также методов и средств ее осуществления. Проведение интервенции зависит от фактических обстоятельств, а ее законность определяется существующей на данный момент правовой нормой.

В чем же особенность гуманитарной интервенции, с точки зрения международного права? Важно выделить две ее основные разновидности.

1.Неотъемлемое право государства на защиту своих граждан, находящихся в опасности за рубежом.

2.Гуманитарные действия, «гуманитарную интервенцию» по защите человеческой жизни в случае массовых нарушений прав человека и угрозе жизни.

Несмотря на определенные сходные черты, между этими концепциями есть принципиальные отличия. В первом случае государство использует суверенное право на вооруженную самооборону и защищает своих граждан. В случае гуманитарной интервенции, государство или международная организация предпринимает вооруженные действия по защите граждан другого государства или государств для предотвращения массовых нарушений прав человека.

Естественно, право на самооборону не может стать обоснованием для гуманитарной интервенции, т.е. для применения вооруженной силы для защиты граждан другого государства для предотвращения массовых нарушений прав человека. Правомерность использования силы в данном случае если и может быть обоснована, то только и прежде всего принципами и нормами международного права в области защиты прав человека. В частности, согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. государства-участники «обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение».Довольно часто ссылаются также на решения Международного суда ООН, согласно которому у государств есть право и обязанность защищать права человека, а это обязательство  вытекает  в современном международном праве, например, из запрета актов агрессии и геноцида, а также принципов и норм защиты основных прав человека, включая защиту от рабства и расовой дискриминации.

Основными методами гуманитарной интервенции являются следующие:

  1. Обеспечение эвакуации населения из районов охваченных гуманитарной катастрофой, в том числе организация гуманитарных коридоров.
  2. Обеспечение нуждающегося населения гуманитарной помощью и охрана пунктов её раздачи от вооруженных групп мародёров.
  3. Установление контроля за электростанциями, резервуарами питьевой воды, телерадиоцентрами, откуда могут звучать призывы к межобщинному насилию (в случаях межэтнического конфликта)
  4. Развертывание, обеспечение и охрана лагерей беженцев.

Гуманитарную интервенцию следует отличать от действий, осуществляемых на основании решений международных организаций, в первую очередь, ООН. Несмотря на гуманитарный характер таких действий, они являются «превентивными или принудительными мерами», закрепленными Уставом ООН (ст. 5, 42, 50)5; Устав не называет эти действия «гуманитарной интервенцией». К ним относятся:

  • миротворческие операции, проводимые ООН с согласия государства, на территории которого они предпринимаются;
  • акции с использованием вооруженной силы по просьбе законного правительства (включая акции, предусмотренные соглашениями). Однако существуют ситуации, при которых нелегко установить, что является законным правительством или действительным согласием.
  • военные операции, предпринимаемые государством с целью спасения своих граждан за рубежом от неминуемой угрозы их жизни или здоровью;
  • акции принудительного характера, не включающие использование вооруженной силы.

Идея гуманитарной интервенции была впервые сформулирована в 1987 г. основателем движения «Врачи без границ», министром иностранных дел Франции Бернаром Кушнером в книге «Le Devoir d’Ingérence» («Обязанность вмешаться»). Первой гуманитарной интервенцией стала военная операция НАТО против Югославии в 1999 г. До этого времени мировое сообщество либо реагировало на сообщения о гуманитарных катастрофах в ограниченном объеме (бомбардировки натовцами боснийских сербов в 1994–1995 гг. в Боснии и Герцеговине), либо вообще не вмешивалось в развитие событий (межэтнический конфликт в Руанде в 1994 г., унесший жизни до 1 млн человек). Основной целью операции «Милосердный ангел» в Югославии  было предотвращение гуманитарной катастрофы на территории Косово. Однако результат оказался прямо противоположным. Она породила гуманитарную катастрофу в виде исхода из Косово миллиона беженцев. Сама концепция гуманитарной интервенции вступает в прямое противоречие с закрепленными в Уставе ООН принципами государственного суверенитета, территориальной целостности и верховных полномочий ООН.

В целях создания правовых рамок для осуществления гуманитарных интервенций в 2000 г. под эгидой ООН была учреждена Международная комиссия по вопросам вмешательства и государственного суверенитета. В 2001 г. она представила доклад  «Ответственность по защите» («The Responsibility to Protect»), в котором рекомендовалось отказаться от концепции «права на вмешательство» и заменить ее концепцией «ответственной защиты», гдеделался упор на невоенные методы решения конфликта. Ответственность международного сообщества в отношении нарушений гуманитарного права была сформулирована в виде трех задач: «предотвращать, реагировать и восстанавливать». Однако данный доклад не приобрел обязательную юридическую силу. Решение вопроса о «гуманитарном вмешательстве» по-прежнему входит в компетенцию Совета Безопасности ООН.

В 2005 году в оборот была введена новая инициатива ООН «Обязанность защищать» (The responsibility to protect (RtoP or R2P)). В соответствии с данной концепцией суверенитет не только предоставляет государствам право контролировать свои внутренние дела, но также налагает ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств. В тех же случаях, когда государство не способно защитить людей -  ответственность переходит к международному сообществу. 6 Она получила широкую, хотя и не единодушную поддержку среди членов мирового сообщества. В нее входят три основных элемента:

  1. Государства обязаны защищать свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности; при этом международное сообщество обязуется помогать государствам предотвращать такие преступления.
  2. Если есть весомые доказательства того, что такие преступления совершаются, и государство, на территории которого это происходит, не может им воспрепятствовать или по какой-либо причине не желает этого делать, международное сообщество должно использовать все доступные мирные средства для предотвращения таких преступлений.
  3. Если все возможные средства исчерпаны и результат не достигнут, международное сообщество может применить военную силу.

На сегодняшний деньдискуссии по поводу концепции продолжаются. Международное сообщество всё ещё не пришло к консенсусу относительно необходимости закрепления концепции в Уставе ООН и тем самым внесения в него поправок относительно того, какие ситуации являются правомерным основанием для международного вмешательства. Поэтому концепция существует лишь в виде «каркаса», не имеющего под собой универсального правового наполнения.

В начале XXI в.идея гуманитарной интервенции была реализована на практике в трех странах – Афганистане (2001 г.), Ираке (2003 г.) и Ливии (2011 г.). Во всех трех случаях вооруженное вмешательство не было санкционировано СБ ООН. Кроме того, международное сообщество не смогло  предотвратить действительно имевшие место массовые нарушения гуманитарного права в Афганистане, Ираке и Ливии, восстановить стабильность в плане обеспечения безопасности гражданского населения. Это обусловлено тем, что вместо вмешательства в конфликт с целью «ответственной защиты» гражданского населения при одновременном дистанцировании от интересов вовлеченных сторон внешние силы изначально сделали ставку на оказание военно-политической поддержки антиправительственным войскам. Речь шла, по сути, о непосредственном участии в боевых действиях ради достижения собственных геополитических целей и отработки сценариев вмешательства в других стратегически важных районах планеты.

Подтверждением этому стала вооруженная операция на территории Сирии, оказавшейся очередным полигоном для гуманитарной интервенции с геополитическим подтекстом. Международная коалиция во главе с США назвала основными причинами начала операции в Сирии непрекращающиеся преступления, нарушение прав человека и исчерпание мирных средств разрешения конфликта. Главной целью проведения гуманитарной интервенцией обозначались борьба с международным терроризмом на территории Сирии и защита гражданского населения. Однако сирийский сценарий напоминает события в Югославии 1999г. и Ливии 2011г., когда главной задачей великих держав было свержение неугодных политических режимов.

В настоящее время такое «гуманитарное вмешательство» становится возможным, поскольку термины «гуманитарная интервенция» и «гуманитарная катастрофа» по-прежнему не содержат в себе какого-либо существенного правового веса с точки зрения международного права. Решения по осуществлению данных операций принимаются политиками и военными. Основополагающие правовые документы в целом и «источники права» применительно к вооруженным конфликтам в частности «не содержат каких-либо дефиниций применительно к подобным концепциям».7 А потому гуманитарная интервенция, вне зависимости от реальной ситуации в конфликтном регионе, превратилась в удобное пропагандистское прикрытие для реализации западным сообществом геополитических сценариев. Поэтому, пока не будет сформулировано четкого понятия «гуманитарной интервенции», в будущем мир может столкнуться с различного рода военными операциями, проводимыми под лозунгом спасения гражданского населения, а на самом же деле приводящими к серьезным катастрофам.

____________________________________

1 - Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

2 - Otte T.G: On Intervention: Some Introductory Remarks, in Dorman A.M.-Otte T.G. (ed.): Military Intevention: From Gunboat Diplomacy to Humanitarian Intervention, Aldershot-Singapore-Sydney, 1995, p. 5.

3 - Tesón F.R: Collective Humanitarian Intervention, Michigan Journal of International Law, vol. 17, Winter 1996, p. 326.

4 - Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Электронный ресурс URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/genocide.shtml

5 - Устав ООН ст.5, Электронный ресурс URL: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/preamble/index.html

6 -  Доклад Комиссии ООН по вмешательству и суверенитету.

7 - Шредер Г. Решения. Моя жизнь в политике. М., 2007. С. 87.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
27.04.2024