By Анна Сидоренко on 15.04.2018
Category: Рукописи

Права человека как casus belli для США

Права человека – это неотъемлемые, взаимозависимые и универсальные правомочия человека, охраняемые и гарантируемые государством и правом.

Согласно Всеобщей декларации прав человека 1948 года, каждый человек обладает всеми провозглашенными (в Декларации) правами и свободами вне зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национальности, социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Идея защиты человеческого равенства и достоинства существовала столько же, сколько и стремление людей к свободе, уважению, справедливости. Доказательством этому могут послужить древние своды законов, первым известным источником из которых являются законы царя Хаммурапи (около 2000 г. до н.э.), в которых правитель обязуется «справедливо править, не позволять сильным притеснять слабых, способствовать благополучию народа».

Однако в том виде, в котором мы знаем гуманитарное право сейчас, права и свободы человека сложились после Второй мировой войны. На заседании Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года 48 стран (из 58 тогдашних членов ООН) проголосовали «за» принятие Резолюции 217 А (III), утвердив Всеобщую декларацию прав человека и, таким образом, отметив новую веху в истории международного права.

На основе Декларации 1948 года были разработаны 2 договора, которые являются обязательными для подписания всеми странами-участницами ООН (на сегодняшний день в ООН входят 193 государства из 197 стран мира): Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (оба датируются 1976 годом).

С 1978 года в США основывается неправительственная организация Human Rights Watch, которая занимается мониторингом, расследованием и документированием нарушений прав человека по всему миру.

Сегодня непосредственной защитой прав и свобод человека занимаются такие организации, как ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Европейский суд по правам человека, ОБСЕ, Врачи без границ, Human Rights Watch, Всемирная организация против пыток, Amnesty International.

Кроме этого соблюдать и охранять права человека обязано государство (оно является их гарантом) и специальный уполномоченный по правам человека (омбудсмен), что прописано в национальном законодательстве.

Почему защитники прав человека указаны мною именно в таком порядке?

Потому как международные отношения, которые по своей сути всегда были площадкой для битвы идеологий, способны непосредственно влиять на внутригосударственные отношения. Несмотря на провозглашенную в Уставе ООН (п.7 ст.2) и в Декларации о принципах международного права 1970 г. норму – невмешательство во внутренние дела государств, за последние десятилетия эти нормы, как и само международное право, неоднократно попирались многими странами.

И если в начале XX века понятие интервенции носило исключительно военный характер, то к середине века появляется феномен гуманитарных интервенций, а в 1970х с развитием глобализации и с появлением нового игрока в мировой экономике – транснациональных компаний – появляется новый вид вторжения во внутренние дела других государств: экономические интервенции.

Однако вернемся к формам легализированного применения насилия со стороны международного сообщества и поговорим о зарождении гуманитарных интервенций. Словно пытаясь систематизировать международные отношения и установить в них единые правила игры, ООН и её главный спонсор – Соединенные Штаты Америки – продолжали развивать тему мер международно-правового принуждения. Согласно ст.39 принятого в 1945 году Устава ООН, международное сообщество имеет право на проведение военных операций в случае «существования угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии». В этом случае Совет Безопасности ООН может разрешить военное вмешательство и поручить его Военно-штабному комитету СБ ООН, а не какому-либо военно-политическому блоку или региональной организации типа НАТО (ст.46 Устава ООН).

Однако США предпочитают не упоминать прописанную в Уставе ООН норму, апеллируя вместо этого к Всеобщей декларации прав человека (1948), согласно которой государства-члены ООН «обязаны в сотрудничестве с ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека». Используя отсутствие правоприменительных норм касательно реализации Декларации 1948 года, США спекулировало на противоречии этого документа Уставу ООН, когда понадобилось правовое обоснование для бомбардировок Югославии в 1999 году.  

Под предлогом урегулирования конфликта и противодействия межэтническим чисткам, не получив разрешения от Совета Безопасности ООН, Североатлантический альянс начал вторжение. Планировалось не только организовать военное вмешательство на территорию Косово и надолго базировать там силы НАТО, но и в дальнейшем сменить власть в Белграде, а также подталкивать косовских албанцев к объединению с Албанией. В действительности присоединение Косово к Албании, по данным проведенного ООН в 2005 году социального опроса, противоречило интересам как минимум 52% проживающих на территории Косово этнических групп, что в дальнейшем может стимулировать углубление межэтнического конфликта.

В ходе операций «Союзная сила» погибло 60% гражданского населения бывшей Югославии. В 2000 году ООН официально заявило о наличии радиации в Косово, что подтверждает обвинения против альянса об использовании им радиоактивного урана при бомбардировках.

По похожему сценарию развивалась военная операция США в Афганистане в 2001 году, мотивированная обеспечением прав и свобод мирных граждан, защитой их от исламистской организации Талибан, которую США считают связанной с Аль-Каидой и произошедшим 11 сентября 2001 года терактом в Нью-Йорке. Прикрываясь гуманитарной помощью афганцам с одной стороны и борьбой с международным терроризмом с другой, США заставило поверить мировую общественность в законность собственных действий ради построения мирного демократического государства в Афганистане.

Интервенцию в Ирак в 2003 американцы также обосновали защитой гражданского населения от диктаторского режима террориста Саддама Хусейна.  Освобождение народа от гнета, лишение Ирака оружия массового поражения и борьба с терроризмом стали официальными лозунгами военной компании США. Однако в дальнейшем ни одного факта причастности Саддама Хусейна к Бену Ладану и его организации не было найдено.

Затем была интервенция в Ливию в 2011 году. Несмотря на продвинутую США и союзниками по НАТО резолюцию в СБ ООН о создании бесполетной зоны  над Ливией, альянс сам же и нарушил эту резолюцию, начав вторжение 19 марта 2011 года. Официальной причиной для вторжения США назвали спасения народа от авиаударов Муаммара Каддафи по своим же городам, жестоких разгонов демонстраций, деспотизм и диктаторство ливийского лидера, многократно нарушившего права человека.

При этом ни для кого не являются секретом геополитические мотивы Америки и её союзников в Западной Европе: Ирак обладает вторыми по величине запасами нефти в мире, а Ливия занимает первое место в Африке по запасам нефти и газа. Не является ли слишком явным совпадением тот факт, что 90% экспорта нефти из Ливии шло в Европу, однако накануне вторжения НАТО Муаммар Каддафи пересмотрел нефтяные концессии, позволив европейцам переправлять не более чем 20% добываемой нефти?

Каков же итог? Откровенно наплевательское отношение США к нормам международного права, полномочиям и решениям ООН, а также использование прав человека как прикрытие для гуманитарных интервенций не только бросает тень на многолетнюю работу миротворческих организаций по защите прав человека, но и ставит под вопрос саму суть существования такой организации, как ООН. Поскольку при наличии явного фаворитизма в пользу пренебрегающего созданными нормами международного права влиятельным игроком (США) вся система рискует ввергнуться в хаос.

 Уже сегодня на примере бомбардировок США, Францией и Великобританией военных баз в Сирии можно проиллюстрировать, что за последние 20 лет сценарии гуманитарных интервенций не изменились. Горькая ирония заключается в том, что сегодня за гибель тысячей людей отвечают именно те страны, которые 70 лет назад обязались защищать их права и свободы, главное из которых – право на жизнь. 

*Casus belli (с лат. «случай (для) войны») – это юридический термин времен римского права, обозначающий формальный повод для начала войны.

Leave Comments