By Георгий Давыдов on 11.11.2017
Category: Рукописи

Правовой потенциал БРИКС

Характерной особенностью современного этапа развития миросистемы является не только полицентричность сама по себе, но и создание сетевых структур, разнообразных формальных и неформальных объединений государств, международных организаций. В 2006-м году Российская Федерация выступила с инициативой создания форума БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-ЮАР). Отличительной чертой БРИКС стала система объединения "за", а не "против" или "вопреки" чему-либо. Стремление к справедливому мироустройству и демократическому характеру межгосударственных отношений, торговля и развитие взаимной заинтересованности легли в основу вышеупомянутого "за".

Еще одной особенностью стала неформальность. Объединение не имеет уставного основополагающего документа, регулирующего и регламентирующего совместную деятельность пяти государств. В этой связи следует обратить внимание на то, что каждое из государств является членом некоей формальной структуры, вносит свой вклад в развитие институционализации как тенденции в мировой политике.

Россия входит и фактически строит архитектуру ЕврАзЭС, Китай – ШОС, Индия и ЮАР – давний члены Содружества Наций, Бразилия – в УНАСУР. Каждая из упомянутых организаций является формальной, имеет устав или другой основополагающий документ.

Любопытно оценить ресурсы, наличествующие у стран БРИКС, чтобы понять и ответить на вопросы: (1) есть ли потенциал формализации объединения? (2) если да, чем именно оно могло бы заниматься и в какой форме существовать?

Определимся с ресурсами:

Предложения России, в том числе о совместном решении задач развития энергетики, космо- и авиастроения, создания систем сотрудничества в сфере медицины и фармацевтики, производства различных высокотехнологичных промышленных и сельскохозяйственных материалов и методов их эксплуатации очень сильно напоминают идеи о совместном использовании ресурсов Франции и Германии, приведшие к созданию Союза Угля и Стали, который ныне является самым развитым интеграционным объединением в мире.

Учитывая, что такой подход применяет и КНР, можно сделать вывод о частичном стремлении государств к формализации. Преткновением может стать Индия, чья внешняя политика и внешняя торговля настолько диверсифицированы, что ей может попросту быть невыгодно сосредотачивать усилия и ресурсы исключительно на БРИКС. 

Но, предположим, разногласия улажены. Следующим вопросом станет форма нового формального объединения. И Российская Федерация, и Китайская Народная Республика, и многие другие государства активно уповают на необходимость соблюдения принципов международного права во внешней политике, основой которой является суверенитет государства, делающий оное уникальным и единственным актором в международных отношениях. 

Такой подход также имеет исторический прецедент. Этим прецедентом является Соединенное Королевство, проблемы взаимоотношений и членства в Евросоюзе которого сводятся как раз к нежеланию британской стороны передавать часть суверенных прав наднациональной структуре, которая будет принимать решения, оспорить которые в национальном парламенте не представляется возможным. Британия всегда была сторонником дефедерализации подобных структур, сохранения суверенных прав государств за ними при принятии решений. Премьер-министр Сэр Уинстон Черчилль считал, что идеальной формой были бы СШЕ – Соединенные Штаты Европы. 

Эта позиция особенно близка России: принципы интеграции ЕврАзЭС именно этим отличаются от ЕС. Повторимся, КНР также разделяет такой подход. 

Потому, если БРИКС когда-либо дойдет до стадии формализации и институционализации, то сферой деятельности интеграционного объединения станет торгово-технологическое сотрудничество, а форма взаимоотношений в рамках организации будет во многом повторять черты ЕврАзЭС.

Leave Comments