Значение признания государства в международном праве

Вопрос признания государств, как в международных отношениях, так и в международном праве был и остаётся одним из наиболее актуальных. Первая волна образований новых государств приходится на период после Первой мировой войны, однако значительная часть государств образовалась после распада СССР, когда понимание права народов на самоопределение изменилось. Именно это послужило причиной появления различных сепаратистских процессов. В результате на свет появились новые государства, правовой статус которых либо был не урегулирован долгое время, либо остается спорным на сегодняшний день. Примером могут послужить распады СССР и Югославии, провозглашение независимости Косово, Абхазии и Южной Осетии.

 

       Обращаясь к истории, стоит отметить, что важный шаг к разработке системы универсальных критериев был сделан при образовании государств на территориях бывшей Югославии и Советского Союза. В этой связи, 16 декабря 1991 года Европейское сообщество приняло «Критерии для признания новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе». В соответствии с данным документом государства, претендующие на признание, должны были соблюдать следующие условия: уважение устава ООН и обязательств, принятых в соответствии с Хельсинкским заключительным актом и Парижской хартией (касательно верховенства закона, демократии и прав человека); соблюдение прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках ОБСЕ; уважение нерушимости границ, изменение которых может произойти лишь мирным путём; принятие всех обязательств в области разоружения и нераспространения ядерного оружия и т.д. На сегодняшний день существуют две основные формы признания:

Ø Юридическая форма признания. Она подразумевает как признание де-юре, так и де-факто. Де-юре – полноценное признание, подразумевающее обмен дипломатическими представительствами и установление стабильных политических отношений. Де-факто – неполное признание, ввиду того, что отношения не доводятся до уровня дипломатических отношений.

Ø Фактическая форма признания (ad hoc) - неофициальная форма, характеризующаяся поддержанием эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Подобный акт порой необходим для решения конкретных вопросов в случае, когда государства не хотят признавать друг друга на официальном уровне.

     Итак, сам процесс признания – это односторонний добровольный акт признающего государства, который подразумевает готовность поддерживать с другим государством полноценные или же временные отношения ( в зависимости от формы признания).

     Тем не менее, в современном мире существует множество непризнанных государств. Вхождение непризнанного государства в международную организацию не означает его признания со стороны тех государств-участниц, которые проголосовали за его принятие. Этот факт лишь подтверждает, что принятое государство является субъектом международного права. Несмотря на это, непризнанное государство может являться членом ООН, так как устав ООН не требует, чтобы этому предшествовало признание. Более того, международная правосубъектность вновь возникшего /непризнанного государства никоим образом не зависит от его признания. Из всего этого следует вывод о том, что признание государства носит исключительно политический характер, никак не влияя на его правосубъектность.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
17.08.2022