Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Вопросы правосубъектности непризнанных государств

В международно-правовой практике проблема непризнанных государств имеет давние корни. Некоторые из современных государств в течение долгого времени оставались непризнанными. Например, Нидерланды получили дипломатическое признание лишь в 1648 году, только через 70 лет после обретения фактической независимости.

Непризнанным государством может быть названо государственное образование, лишенное международного признания, но обладающее всеми другими признаками государственности, к которым относятся наличие официального названия, атрибутов государственной власти, население, контроль над территорией, система управления и права.

Перечень современных непризнанных государств довольно велик - Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Нагорно-Карабахская Республика, Китайская Республика на Тайване, Турецкая Республика Северного Кипра, Косово, Западная Сахара и многие другие. 

Непризнанные государства могут стать  полноценными независимыми государствами, как, например, Эритрея. Они могут быть поглощены государством, от которого желали отделиться, как это произошло, например, в случае Аджарии и Грузии. Они могут в течение длительного времени пребывать в переходном статусе, например, Турецкая Республика Северного Кипра.

При определении правового статуса непризнанных государств нужно учитывать два конкурирующих друг с другом принципа международного права: принцип права народов на самоопределение, с одной стороны, и принцип территориальной целостности государств, с другой стороны. Ученые неоднократно обсуждали вопрос соотношения этих принципов между собой. Установлено, что принцип права народов на самоопределение не обладает императивным характером. При его применении необходимо учитывать принцип территориальной целостности и принцип нерушимости государственных границ - эти два принципа должны рассматриваться в комплексе.

В практике ООН принцип самоопределения рассматривается как право колонии на независимость от метрополии. Субъектом права на самоопределение является именно народ, нация, а не любая социальная, этническая или религиозная группа. Эти меньшинства обладают правом на автономию, но не могут воспользоваться правом на самоопределение. Поэтому злоупотреблять правом народов на самоопределение недопустимо. Это право должно ограничиваться принципом территориальной целостности государства.

Исследую проблему правосубъектности государственных образований необходимо иметь в виду две теории – конститутивную и декларативную. Сторонники конститутивной теории считают, что государство не является субъектом международного права, то есть не обладает всеми правами на международной арене, до тех пор, пока оно не будет признано. Приверженцы декларативной теории убеждены в том, что государство является субъектом международного права вне зависимости того, признано оно другими государствами или нет.

Обе теории не лишены недостатков. Так, в конститутивной теории не уточняется, какое количество “признающих” государств необходимо для данной процедуры, каким требованиям должно отвечать государственное образование, чтобы получить признание, в то время, как декларативная теория не содержит объяснения, для чего вообще нужен институт признания.  Тем не менее, на сегодняшний день большинство ученых сходятся во мнении, что именно декларативная теория в наибольшей степени приближена к современным международно-политическим реалиям. 

Непризнанные государства могут осуществлять внешнеэкономическую, торговую деятельность, заключать торговые контракты и осуществлять инвестиционные и инфраструктурные проекты. Например, США официально не признали Тайвань, однако поддерживают с ним отношения через частную некоммерческую компанию - Американский институт по Тайваню.

Из этого можно сделать вывод, что правосубъектность непризнанного государства зависит как от него самого, так и от других государств. Так, если какая-либо страна вступает в международно-правовые отношения с вновь образованным государством, то для неё непризнанное государство становится субъектом права. Значит, правосубъектность государства возникает не до его признания и не после него, а во время установления отношений с другими субъектами международного права.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
29.03.2024