Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Вопрос обеспечения территориальной целостности России и правовой режим Арктики

Неотъемлемым признаком государства является наличие территории. Территория Российской Федерации – это исторически сложившееся пространство в пределах государственной границы РФ, включающее в себя сушу, территориальное море, внутренние воды и воздушное пространство над ними. Согласно Конституции РФ суверенитет России распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ). Международно-правовое обеспечение суверенитета и территориальной целостности имеет ключевое значение для государства, позиционирующего себя как одного из влиятельных центров современного мира, и является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России.

Кроме того, территориальная целостность и неприкосновенность государства является одним из основополагающих принципов международного права, который представляет собой обязательства государств уважать территориальную целостность и неприкосновенность друг друга. В Заключительном Акте СБСЕ 1975 года данный принцип нашел свое отражение в измененном виде  - как принцип нерушимости границ, подразумевающий, в том числе, недопустимость выдвижения территориальных претензий участниками хельсинского процесса друг к другу.

С начала XXI века Арктический регион становится одним из приоритетных направлений внешней политики РФ, что можно объяснить целым рядом факторов:

  1. Огромные минерально-сырьевые ресурсы Арктики: полезные ископаемые, их разведанные и неразведанные запасы
  2. Энергетическая политика России (строительство экспортных трубо- и газопроводов на Севере и Северо-Западе страны)
  3. Военно-стратегическое значение Арктики
  4. Материковая часть Арктики рассматривается как территория, удобная для проведения мировых научных исследований

Особое значение для обеспечения стратегических национальных интересов России в арктическом регионе имеет развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в Арктике. Однако, до настоящего времени правовая структура региона все еще находится в стадии формирования, что предопределяет его высокий конфликтный потенциал.

До сих пор не улажены российско-американские противоречия по разделу арктических владений и экономической зоны в Беринговом море. Ряд арктических государств придерживается противоположных точек зрения по вопросу о статусе архипелага Шпицберген. Существуют неурегулированные разногласия между Россией и Канадой, Канадой и Данией, Данией и Россией.

Границы российских арктических владений определены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», в 1989 году решением  Госкомиссии  при Совете Министров СССР по делам Арктики,  а также Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Других нормативно-правовых актов, которые определяли бы границы Арктической зоны РФ до настоящего времени нет.

Одним из важнейших событий в истории самого северного региона Земли стало подписание в 2010 году договора между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Договор с одной стороны стал примером мирного урегулирования давнего спора между двумя странами (длился 40 лет), однако с другой – вызвал волну дискуссий о его соответствии национальным интересам России.

Ратифицировав Мурманский договор 2010 года, Москва пошла на значительные уступки Осло: не только территориальные, но и торгово-экономические. К сожалению, не известно, были ли риски для российских рыбаков потерять доступ к наиболее богатым в промысловом отношении районам Баренцева моря, компенсированы в других областях. По сути, разграничение экономической зоны было проведено на условиях Норвегии: РФ фактически «подарила» норвежской стороне богатейшие нефтегазовые морские месторождения. Москва даже не воспользовалась возможностью обращения в Международный Суд с целью оказания помощи в справедливом разграничении. В соответствии с договором Россия получила более бедные рыбными запасами северо-восточные пространства со сложными климатическими условиями.

В Стратегии национальной безопасности России 2015 года закреплено, что российская социально-экономическая политика должна быть ориентирована на решение стратегических задач развития экономики, завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур в Арктике. Таким образом, Россия, несмотря на то, что проводит линию, направленную на сохранение мира, стабильности и конструктивного международного сотрудничества в Арктике (должна исходить из своих национальных интересов, сохранять территориальную целостность страны и не создавать прецедентов для появления у других стран претензий территориального характера к России.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
24.04.2024