Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Внешняя политика России в Арктике в соотношении с принципом мирного разрешения международных споров

Принцип мирного разрешения споров является одним из десяти основных принципов международного права (МП), закрепленных в Уставе ООН, Декларации принципов международного права, в Заключительном акте ОБСЕ. Впервые принцип мирного разрешения споров в обязательном порядке нашел свое выражение в Парижском договоре об отказе от войны как орудия национальной политики от 27 августа 1928 г. Данный принцип представляет собой обязательство государств разрешать все международные споры исключительно мирными средствами во имя всеобщего мира, безопасности и справедливости. В Декларации о принципах международного права 1970 года содержится положение о том, что: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения […] в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ». Права и обязанности государств-участников спора являются юридическим содержанием принципа мирного разрешения международных споров.

Российская Федерация рассматривает принципы МП, в том числе и  принцип мирного разрешения международных споров, в качестве составной части своей правовой системы (ч.4 ст. 15 Конституции РФ). Согласно п. б ст. 26 Концепции внешней политики России, Российская Федерация намерена «противодействовать попыткам отдельных государств или групп государств подвергать ревизии общепризнанные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.; попыткам осуществляемого в угоду политической конъюнктуре и интересам отдельных государств произвольного толкования важнейших международно-правовых норм и принципов, таких как […], мирное разрешение международных споров, […]; попыткам вмешательства во внутренние дела государств […]». Статья 36 гласит, что «Россия содействует политико-дипломатическому урегулированию региональных конфликтов на основе коллективных действий международного сообщества, исходя из того, что разрешение таких конфликтов возможно посредством вовлечения всех сторон в диалог и переговоры, а не посредством изоляции какой-либо из них».

В международной практике сложился целый ряд мирных средств разрешения споров и конфликтных ситуаций между участниками международных отношений. В соответствии с международным правом государства обязаны разрешать международные споры с помощью средств, упомянутых в ст. 33 Устава ООН: «Стороны, участвующие в любом споре, […], должны, прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашением или иными мирными средствами по своему выбору».

Одним из основных предметов межгосударственных споров всегда была территория, а средством разрешения споров –  война. В 1945 году в Уставе Организации Объединенных Наций были закреплен принцип неприменения силы и мирного разрешения споров, однако, несмотря на наличие данного принципа, проблема разрешения территориальных споров и конфликтов остается актуальной до сих пор.

На сегодняшний день Арктика остается тем районом, где борьба за обладание территорией имеет место, однако арктические государства разрешают свои споры исключительно мирными средствами. Пространство данного региона - объект притязаний не только прибрежных государств – России, США, Норвегии, Дании, Канады – , но и других стран, интересы которых обусловлены наличием в регионе полезных ископаемых и богатых биоресурсов.

Позиция РФ по вопросу осуществления внешней политики в Арктике закреплена в п.76 Концепции внешней политики 2016 года: «Россия проводит линию, направленную на сохранение мира, стабильности и конструктивного международного сотрудничества в Арктике. Российская Федерация исходит из достаточности имеющейся международной договорно-правовой базы для успешного урегулирования путем переговоров всех возникающих в регионе вопросов, […]. Россия считает, что арктические государства несут особую ответственность за устойчивое развитие региона, [..]. Россия будет твердо противодействовать любым попыткам привнести в Арктику элементы политики конфронтации и военного противостояния, политизировать международное взаимодействие в регионе в целом».

Существующие международно-правовые разногласия  вокруг  статуса и использования обширных арктических пространств, должны быть разрешены мирными средствами, путем переговоров, консультаций, заключения соответствующих соглашений, и т.д. Применение участниками территориальных споров силы недопустимо и с точки зрения поддержания стабильных отношений сотрудничества между ними, а механизмы  ООН по мирному урегулированию должны использоваться для разрешения и предотвращения конфликтов, способных создать угрозу сохранению мира в Арктике.

 

 

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии 2

Заметка интересная, но проблемы не раскрывает.
Споров о принадлежности Арктики нет, есть столкновение интересов.
Прошу обратить внимание на статью
http://humanlaw.ru/9-article/5-pravo-nedropolzovaniya-rossii-v-arktike.html

Заметка интересная, но проблемы не раскрывает. Споров о принадлежности Арктики нет, есть столкновение интересов. Прошу обратить внимание на статью http://humanlaw.ru/9-article/5-pravo-nedropolzovaniya-rossii-v-arktike.html

Спасибо за комментарий! Я продолжу написание блога по данной тематике и постараюсь раскрыть столкновение интересов

Спасибо за комментарий! Я продолжу написание блога по данной тематике и постараюсь раскрыть столкновение интересов
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
29.03.2024