Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Трансформация нейтралитета Австрии

Постоянный нейтралитет Австрии, получивший правовое оформление в 1955 года вместе с подписанием Государственного договора, вот уже более полувека является стабильным и специфичным элементом системы международных отношений и международной безопасности. Такая структура, появившаяся после Второй мировой войны и союзнической оккупации Австрии, проявила себя как эффективная внешнеполитическая модель развития малого европейского государства, образовавшегося на обломках некогда огромной многонациональной европейской империи. Нейтралитет Австрии –результат послевоенного урегулирования австрийского вопроса.

15 мая 1955 года в Вене, во дворце Бельведер министры иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции и Австрии подписали Государственный договор восстановлении независимой демократической Австрии. В договор удалось включить ссылку на Московский меморандум, который по существу предопределили содержание Государственного договора: 7 июня этого же года Национальный Совет Австрии единогласно принял резолюцию о постоянном нейтралитете страны, следуя обязательству, данному в Московском меморандуме. 26 октября 1955 года Национальный совет принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете.

Анализируя характер австрийского договора, необходимо отметить, что на то время понятие нейтралитета не было полностью оформлено в международном праве, поэтому, чтобы обезопасить свой нейтральный статус, Австрия приняла Федеральный закон о нейтралитете и потребовала его международного признания. В Федеральном конституционном законе о нейтралитете говорится: в целях длительного и постоянного утверждения своей внешней независимости и неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Австрия будет поддерживать и защищать его всеми имеющими­ся в ее распоряжении средствами. Для обеспечения этих целей Австрия в будущем не будет всту­пать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания воен­ных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Что касается мнения австрийских политиков, то сущность нейтралитета Австрии, по словам Ю.Рааба, заключается в следующем: «Быть нейтральным означает стремиться по мере возможности жить в дружбе со всеми государствами и народами». Швейцарский нейтралитет, изначально замышлявшийся для Австрии в качестве «эталона», таковым не стал, а был лишь ориентиром. Австрия не копировала швейцарский опыт буквально, и поэтому ее постоянный нейтралитет с самого начала стал приобретать специфические черты. Австрия вступила в ООН в декабре 1955 г., а в апреле 1956 г. стала членом Совета Европы, в то время как Швейцария, исходя из своего негативного опыта пребывания в Лиге Наций, воздерживалась от членства в подобных организациях. После распада СССР, в 1955 году Австрия также стала членов Европейского Союза.

После прекращения масштабного противостояния двух идеологических блоков, в австрийской внешнеполитической концепции состоялся переход от абсолютного (полного) нейтралитета к дифференцированному (избирательному). В этот период Вена на первый план стала выдвигать необходимость «солидарности» с «международным» и европейским (т.е. западноевропейским) сообществом. На практике это означало, как правило, согласие с мнением Вашингтона.

Проблема австрийского нейтралитета стала еще более актуальной с приходом к власти коалиции Австрийской народной партии (АНП) и Австрийской партии свободы (АПС) в 2000 г., которая оставалась у власти вплоть до января 2007 г. Вена все более стремилась осуществлять политику безопасности в пределах структур ЕС. В доктрине безопасности и обороны от 12 декабря 2001 г., которая до сих пор является ключевым документом в области австрийской политики безопасности, отмечается, что Австрия начала с НАТО «двусторонний диалог по вопросу политики безопасности и усилила сотрудничество с НАТО в гражданской и военной областях», т. к. нестабильность в Европе и в мире угрожает безопасности всех европейских государств. В документе подчеркивается, что политика безопасности не может быть делом только одного государства, эта проблема «может решаться только через международное сотрудничество в духе солидарности». Отмечается и важность развития отношений ЕС и НАТО с Россией в целях укрепления безопасности на континенте. В доктрине указывается, что вопрос о присоединении Австрии к НАТО будет решен только при условии предварительного согласия австрийских граждан (через референдум). Ключевым моментом является положение, 104 согласно которому статус Австрии больше соответствует статусу государства, проводящего политику военного неприсоединения, чем нейтрального государства.

Отношения НАТО-Австрия осуществляются в рамках программы «партнерство ради мира», к которой Австрия присоединилась в 1995 году. НАТО и Австрия активно сотрудничают в операциях по поддержанию мира, и развивают практическое сотрудничество в ряде областей, как это предусмотрено индивидуальной программой партнерства Австрии (Individual Partnership Programme). Но, как известно, на последнем саммите Альянса произошел дипломатический конфликт: Турция как член НАТО обладает в этой организации правом вето. Президент Реджеп Тайип Эрдоган собирается воспользоваться им на саммите для того, чтобы Австрия на неопределенное время была исключена из всех важных партнерских программ альянса, а австрийские военнослужащие не могли участвовать в совместных с армиями НАТО учениях.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
20.04.2024