Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Сотрудничество Таджикистана с Евросоюзом

 Важнейшие направления и механизмы сотрудничества РТ и ЕС одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. 
Данная тема актуальна потому, что в последнее десятилетие одной из ключевых тем в изучении международных отношений и право в Таджикистане является тема отношений между Таджикистаном и Европейским союзом. Это оправдано тем, что проблема развития отношений Таджиксиатна и Евросоюза очень важна, если учесть сложное политическое и экономическое положение страны, сложившееся после распада СССР и кризиса 90-х. В настоящее время Таджикистан проходит в своем развитии этап модернизации, и отношения с Евросоюзом могут принести стране ощутимую пользу в таких сферах, как экономика, безопасность, культура, наука, образование. Возможность придать отношениям с Евросоюзом статус стратегических, следует рассматривать как выгодный шанс, который Таджикистан может использовать, чтобы быстрее решить свои внутренние проблемы за счёт грамотной внешней политики, а также укрепить позиции на международной арене. 

                                        
  Политики, как в Евросоюзе, так и в Таджикистане понимают, что в современных условиях глобализирующегося мира старые практики строгого разграничения пространства приносят меньше выгод, чем региональная интеграция и активное международное сотрудничество. Период после официального вступления в силу Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Европейским союзом от 1 января 2010 г. характеризуется интенсивным развитием двустороннего диалога на высшем политическом уровне и охватывает весь спектр политических, экономических, торговых, инвестиционных, гуманитарных вопросов, а также вопросы сотрудничества в сфере безопасности и финансово-технической поддержки. Состоявшийся 5-6 июня 2011 г. официальный визит Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в штаб квартиру Европейского Парламента в г. Страсбург положил начало таджикско-европейским контактам на высшем уровне.

  9-12 апреля 2013 г. состоялся очередной визит Президента Республики Таджикистан в институты Европейского союза. Во время визита прошли встречи Эмомали Рахмона с высшими руководителями Европейского союза. Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерени после двусторонней встречи заявила о решительной поддержке ЕС Таджикистану «в решении региональных проблем безопасности, включая те, которые связаны с Афганистаном».

  В поддержку дальнейшего развития сотрудничества и инвестиционных возможностей Таджикистана в сфере энергетики выступили Генеральный секретарь Энергетической хартии Урбан Руснак, Президент компании «Тетис Петролиум» Дэвид Робсон и первый вице-президент компании «Тотал» Майкл Боррель, которые подчеркнули перспективность дальнейшего развития этой отрасли Таджикистана.

  В ходе очередного рабочего визита Президента Республики Таджикистан в декабре 2015г. состоялись двусторонние встречи с высшим руководством Европейского союза и Европейской Комиссии. Деятельность механизмов ЕС, в том числе необходимость расширения Программы содействия управлению границами в Центральной Азии (БОМКА), контроля за наркотиками (КАДАП) сторонами были названы эффективным инструментом укрепления взаимоотношений.

  Кроме того, в центре внимания собеседников были вопросы взаимовыгодного сотрудничества в сферах энергетики, строительства ряда электростанций, линий электропередачи, в том числе CASA-1000, реализации крупномасштабных транспортно-энергетических проектов, нацеленных на соединение региональных электрических и транспортных сетей Центральной и Южной Азии. В целях расширения связей, стороны подчеркнули необходимость продуктивной деятельности механизмов Европейского союза, в том числе Совета Европы, Комитета по сотрудничеству, Комитета по межпарламентскому сотрудничеству и Диалога по правам человека между Таджикистаном и ЕС.

  Следует также отметить интенсификацию визитов высоких представителей Брюсселя в Таджикистан. За исследуемый период 2010-2016 Таджикистан посетили Верховный Представитель Европейского союза по вопросам внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон, Специальный представитель Европейского союза по странам Центральной Азии, официальные представители Европейской Комиссии, Европейского Парламента, Европейского инвестиционного банка. Это является наглядным свидетельством заинтересованности ЕС в расширении и углублении двусторонних отношений в политической, экономической, торговой, инвестиционной, гуманитарной и финансово-банковской сферах. Руководители Европейского союза постоянно подчёркивают, что Таджикистан является надёжным партнёром в деле укрепления региональной безопасности, борьбы с терроризмом, экстремизмом и незаконным оборотом наркотиков, современными угрозами в Центральной Азии.

  С целью эффективного осуществления Соглашения по партнёрству и сотрудничеству между Таджикистаном и ЕС и для своевременного рассмотрения вопросов двустороннего сотрудничества на уровне министров иностранных дел в 2010 г. был создан Совет по сотрудничеству между Таджикистаном и Европейским союзом.

  Между Таджикистаном и Европейским союзом состоялись четыре раунда заседаний Совета по сотрудничеству. Первые три заседания состоялись в Брюсселе (13 декабря 2010 г., 27 февраля 2012 г. и 1 октября 2013 г.). Последнее заседание Совета прошло в Люксембурге 20 октября 2014 г. Во время заседаний стороны обменялись мнениями по широкому кругу двусторонних международных вопросов, представляющих взаимный интерес и, в частности, обсудили широкий круг вопросов по состоянию развитию отношений между Таджикистаном и ЕС в области экономики, энергетики, культуры и образования, а также реализации Стратегии ЕС по Центральной Азии и программ, которые осуществляются в рамках данной стратегии. По окончании четвёртого заседания Совета по сотрудничеству между Таджикистаном и Европейским союзом было подписано Совместное Заявление о приветствии постановления Европейской Комиссии о принятии в рамках новой Стратегии ЕС для Центральной Азии Многолетней индикативной программы на 2014-2020 гг. в общем объёме 251 млн. евро.

  В соответствии с данной программой для стран Центральной Азии выделяется порядка 1 млрд. евро: 60% отводится на двусторонние проекты, 40% на региональные, которые также будут реализовываться в Таджикистане. Таким образом, из заявленной общей суммы грантовой помощи для стран Центральной Азии примерно 1/3 будет направлена на развитие социально-экономической сферы Таджикистана. Необходимо отметить, что в рамках предыдущей Стратегии на 2017-2013 гг. Таджикистану было выделено 66 млн. евро. Следует отметить, что приведённые цифры демонстрируют растущее внимание Евросоюза к Таджикистану.

  С целью эффективного осуществления Соглашения по партнёрству и сотрудничеству между Таджикистаном и ЕС и для своевременного рассмотрения вопросов двустороннего сотрудничества на уровне министров иностранных дел в 2010 г. был создан Совет по сотрудничеству между Таджикистаном и Европейским союзом. В целях расширения многостороннего сотрудничества между Таджикистаном и Евросоюзом посредством парламентских механизмов, а также развития парламентской демократии, в 2011 г. был создан Межпарламентский Комитет по сотрудничеству между Таджикистаном и Европейским союзом. Межпарламентский Комитет по сотрудничеству проходит поочерёдно в столицах Таджикистана и ЕС. Первое заседание данного Комитета состоялось 15-16 марта 2011г. в Брюсселе, второе – с 3 по 5 мая 2012 г. в Душанбе, а третье заседание вновь прошло в Брюсселе11 июля 2013г.

  Диалог по правам человека между Республикой Таджикистан и Европейским союзом проводится в целях обмена мнениями и обсуждения актуальных вопросов по данной проблеме. С 2009 по 2015 гг. прошли семь заседаний данного диалога, в рамках которых сторонами были рассмотрены вопросы по правам человека, соблюдения свободы слова и вероисповедания в Таджикистане и улучшения доступа граждан к правовой помощи, в частности в исправительных учреждениях. Во время заседаний также обсуждались вопросы, касающиеся прав женщин и ребёнка, а также решались вопросы оказания практической помощи в упомянутых направлениях.

В целом, на территории Республики Таджикистан Европейский союз реализует 66 проектов на общую сумму 95 млн. 97 тыс. 400 евро. Эти проекты охватывают все основные отрасли экономики республики. Особое внимание уделяется финансовой поддержке государственного бюджета, экономического и социального развития, частного сектора, здравоохранения, гидроэнергетики и верховенства закона.

Необходимо отметить, что большинство региональных проектов ЕС реализуются на территории Республики Таджикистан.

 В Центральной Азии реализуются 55 проектов ЕС на общую сумму 103 млн. 151 тыс. 742 евро. Основная часть проектов охватывает сферы образования, гидроэнергетики, верховенства закона, экономического и социального развития, укрепления границ (БОМКА), борьбы с незаконным оборотом наркотиков (КАДАП) и охраны окружающей среды.

  Отношения между Республикой Таджикистан и Евросоюзом в образовательной сфере строятся в рамках различных программ ЕС, главными из которых до 2014 г. являлись Темпус и Эразмус Мундус. Европейская Комиссия в 2014 г. начала реализовывать новую программу Эразмус+ в рамках проекта ЕС по образованию, подготовке кадров, молодёжи и спорта в 2014-2020 гг. Программа Эразмус+ объединила прошлые образовательные программы ЕС в области высшего образования (Темпус, Эразмус Мундус, Алфа и Эдулинк), и призвана усилить сотрудничество между странами-участницами данной программы.

  Общий бюджет программы за 2014-2020 гг. составляет 16,5 млрд. евро, из которых для реализации проекта «Наращивание потенциала в области высшего образования» в странах Центральной Азии выделено порядка 8,68 млн. евро.

  С распадом Советского Союза в 1991 г. Европейский союз запустил ТАСИС- программу технического содействия, призванную посредством выделения грантов оказать членам Содружества Независимых Государств (СНГ) и Монголии поддержку в переходе к демократии и рыночной экономике. В своё время это была «крупнейшая программа по оказанию помощи». В свою очередь, программа Темпус являлась для ТАСИС инструментом реализации целей в области высшего образования.

  Главная цель программы Темпус – поддержка модернизации высшего образования в странах-партнерах из Восточной Европы, Западных Балкан, Южного Средиземноморья и Центральной Азии. Программа также содействует добровольному сближению систем высшего образования в этих странах с системами и процессами в сфере высшего образования в странах ЕС, включая Болонский процесс. Болонский процесс стал некой отправной точкой развития для большинства стран-партнеров Темпус, инициировав ряд реформ по модернизации систем высшего образования и повышению их сравнимости и сопоставимости.

  Программа Темпус началась в Таджикистане в 2004 г., и с того момента было реализовано 42 проекта, которые в основном были совместными.

 Таджикистан приступил к внедрению значительных изменений в системе образования с момента обретения независимости. Эти изменения были необходимы, так как в результате распада Советского Союза таджикским университетам приходилось функционировать в сложных условиях, где развитие международных контактов было почти невозможным. Вследствие чего Таджикистан не смог присоединиться к программе Темпус одновременно с другими странами Центральной Азии. Темпус оказал содействие самым передовым университетам восстановить связь с международным научным со обществом и догнать своих соседей.

  Темпус сыграл важную роль в формировании потенциала и модернизации учебных программ, которые отвечают потребностям страны, а также соответствуют Болонским принципам.

  За последние пять лет был придан мощный толчок в деле развития сотрудничества с такими ключевыми европейскими финансово инвестиционными институтами Европейского союза, как Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Европейский инвестиционный банк, банк Евросоюза, основанный в 1958 г. согласно Римскому договору о создании Европейского сообщества, вносит свой вклад в дело интеграции, сбалансированного развития, и экономического и социального сплочения государств членов ЕС путем вложения солидных инвестиций. 11 февраля 2009 г. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон и Президент Европейского инвестиционного банка Филипп Майштадт подписали в Брюсселе рамочное соглашение, заложившее основу для будущего регулирования кредитования ЕИБ в Таджикистане. Республика Таджикистан была первой среди стран Центральной Азии, с которой ЕИБ подписал рамочное соглашение.

  В Таджикистане Представительство ЕБРР было открыто в 1999 г. Несмотря на позднее открытие Представительства, уже в 1995 г. первым проектом ЕБРР в Таджикистане стал - Проект срочного восстановления взлетно-посадочной полосы в аэропорту г.Душанбе. Свою роль в поддержке и развитии частного сектора в Таджикистане ЕБРР видит через призму усиления роли и места коммерческих банков, посредников, проводников, в деле расширения финансовых услуг и поддержки частных форм собственности, независимо от их размеров. ЕБ еще в 2004 году начал работу с тремя банками - партнерами по программе микрофинансирования в Таджикистане и в настоящее время активно развивает свои отношения с устоявшимися банками страны.

  Из вышесказанного можно сделать вывод, что в последние годы развитие отношений между Республикой Таджикистан и основными финансовыми институтами Европы – Европейским инвестиционным банком и Европейским банком реконструкции и развития, приобрело динамичный характер.

  Своими инвестициями они содействуют укреплению финансовых учреждений и правовых систем республики, а также развитию инфраструктуры, так необходимой для достижения стратегических целей Республики Таджикистан – продовольственная безопасность, энергетическая независимость и выход из транспортно-коммуникационного тупика.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
24.04.2024