Союзное государство России и Беларуси: правосубъектность образования и правосубъектность стран-участниц

С момента распада Советского Союза в рамках СНГ сформировалось несколько интеграционных группировок. Наиболее продвинутым из них считают объединение России и Беларуси. Начиная с 1992 года шёл процесс постепенного укрепления двусторонних отношений двух стран, кульминацией которого стало подписание в 1997 году Договора о создании Союзного государства России и Беларуси. 

Союзное государство – это модель нового типа, которая объединяет в одно государство две асимметричных составляющих: федеративную Россию и унитарную Беларусь. 

В Договоре о создании Союзного государства России и Беларуси отмечается, что суверенитет, независимость и государственное устройство каждого участника сохраняются, подтверждается их приверженность Уставу ООН и общепризнанным принципам и нормам международного права. Согласно Договору, сохраняется и международная правосубъектность государств-участников, включая их членство в ООН и других организациях, а также права и обязательства по международным договорам. Стоит также отметить, что Беларусь после подписания Договора осталась безъядерным государством.

Союзное государство основывается на принципах суверенного равенства стран-участниц, добровольности и добросовестном выполнении ими взятых на себя обязательств. Договор разграничивает предметы ведения и полномочия Союзного государства и каждой из стран-участниц.

Согласно Уставу Союзного государства, это объединение обладает международной правосубъектностью в рамках предоставленных этим актом полномочий. Отличительной особенностью является то, что такой правосубъектностью Союз наделяют сами государства-участники. При этом ни одна из стран не утрачивает своей собственной правосубъектности.  

В Договоре к предметам исключительного ведения Союзного государства отнесены: международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам исключительного ведения данного образования, а к совместному ведению – координация и осуществление в области внешней политики, связанные с осуществление Договора, взаимодействие в международном сотрудничестве по военным и пограничным вопросам. Отмечается также, что государства не будут принимать на себя международные обязательства, которые противоречат Договору.

В ст. 16 Устава Союзного государства  изложены полномочия, определяющие объем и содержание правосубъектности объединения. В Уставе также указана и совместная компетенция Союза и государств-участников – по данным вопросам решения принимаются или органами Союза, или странами - при необходимости с помощью заключения международных договоров. Согласно ст. 17, Устав не ограничивает свободу международных действия государств-участников и не затрагивает каким-либо образом их права и обязанности, вытекающие из заключенных международных договоров.  

Сочетание правосубъектности Союзного государства с правосубъектностью государств-участников объединения позволяет России и Беларуси являться самостоятельными участниками международных отношений и одновременно осуществлять взаимодействие во внешней политике по вопросам, представляющим взаимный интерес.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
13.12.2019