Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Соотношение международного права и внутреннего права государств.

Проблема соотношения международного и внутригосударственного права занимает центральное место в доктрине и практике современного нормотворческого процесса, хотя имеет давние исторические корни.

В данной статье будет рассмотрены теории взаимодействия международного и внутригосударственного права на примере Российской Федерации.

Существует 2 теории соотношения международного и государственного права, которые оказывают влияние на правотворческую и правоприменительную практику государств: монистическая и дуалистическая.

Согласно монистической теории международное и внутригосударственное право образуют одну систему c элементом подчинения одного другому. Дуалистическая основывается на разграничении международного и национального права и не подчинение их друг другу. Каждая из этих теории имеет разветвление. Согласно основному положению монистической теории, международное право регулирует внутригосударственные отношения и применяется в судебной практике государств, при условии, что таково было намерение создателей соответствующих международно-правовых норм или если это допускается внутригосударственным правом того или иного государства, находя отражение в его законодательстве. Однако государство, принимая международно-правовые обязательства, себя добровольно ограничивает и поэтому, если оно сочтет их не соответствующими своим высшим интересам, имеет право их не соблюдать. Монистическая теория обычно связывается с концепцией примата международного права над внутригосударственным. Это значит, что международное право имеет приоритет над национальным и в случае несоответствия одного другому применяется первое. Для практики важно не то, образуют международное и внутригосударственное право единую правовую систему или же являются двумя самостоятельными правовыми системами, а то, может ли какой-либо государственный орган, включая суд, или должностное лицо при решении конкретного дела, относящегося к его компетенции, для обоснования своего решения сослаться непосредственно на международный договор или международный обычай. Еще более важно для практики выяснить, имеет ли в каких-либо случаях то или иное положение международного права, на которое можно сослаться при решении конкретного дела непосредственно, приоритет по отношению к тому или иному положению внутригосударственного права в случае коллизии между ними. В случае, когда государственный орган, суд, для обоснования своего решения ссылается на нормы международного права происходит трансформация права или как еще это принято называть «рецепция».

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичные нормы закреплены во многих внутригосударственных актах. Казалось бы, в Российской Федерации имеет место монистическая концепция с приматом МП над внутригосударственным. Однако есть ряд доводов доказывающих обратное:

14 декабря 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал закон, вносящий поправки в федеральный закон «О Конституционном Суде РФ». Согласно документу, Конституционному суду РФ разрешается признавать неисполнимыми решения международных судов, в первую очередь, Европейского суда по правам человека, в случае их противоречия российской Конституции. Законопроект был принят Госдумой 4 декабря и одобрен Советом Федерации 9 декабря. Это решение означает существенный поворот в позиции России в вопросе о соотношении международного права и российского законодательства. А так же, стоит отметить, что приоритет перед российским законодательством имеют только нормы договоров. Нормы, закрепленные в форме других источников МП (в виде обычаев, актов органов международных организаций, некоторые документы международных конференций), соотносятся с российским правом по особым правилам. Таким образом, получается «частичный» примат МП (что противоречит «ортодоксальной» монистической концепции). Таким образом, Российская Федерация в основном и целом придерживается дуалистической концепции. На практике, Однако, встречаются случаи неудачной имплементации норм МП, что делает процесс соотношения норм международного и российского права крайне затрудненным и требующего разработки теоретического и практического инструментария.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
19.04.2024