Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Соглашение по ИЯП: невероятный успех переговоров или тактическая уловка?

После тяжелых и многолетних переговоров по урегулированию ядерной программы Ирана, ИРИ и "шестёрка" международных посредников (Россия, Китай, США, Великобритания, Франция, Германия) 14 июля 2015 г. в Вене заключили историческое соглашение Совместный всеобъемлющий план действий. Рассмотрим условия этого соглашения. Уступки с иранской стороны: сокращение и ограничение на 10 лет обогатительные мощности, уровень обогащение в течение 15 лет не должен превышать 3,67%, а запасы - 300 кг, ограничение запасов тяжелой воды, перепрофилирование в исследовательский центр обогатительного центра в Фордо, модернизация реактора в Араке во избежании излишней наработки плутония. Иран обязуется временно применять Дополнительных протокол к соглашению о гарантиях МАГАТЭ, поспособствовать его ратификации в дальнейшем и сотрудничать с МАГАТЭ. 

В течение 15 лет международное сотрудничество в ядерной сфере будет осуществляться только после одобрения специальной Совместной комиссии. Соглашение включает отказ ИРИ перерабатывать ядерное топливо и обладать высокообогащенным ураном и оружейным плутонием. В течение 10 лет разрешены исследования лишь на газоцентрифужной технологии. МАГАТЭ будет проводить ежегодные проверки с целью подтвердить соответствие ИЯП заявленному плану. Взамен СБ ООН резолюцией 2231 отменит все предыдущие санкционные резолюции, а ЕС, США и остальные государства отменят все односторонние санкции против Ирана. Однако необходимо отметить, что, хотя резолюция СБ ООН 2231 включает в себя текст СВПД, она не делает его юридически обязывающим, а лишь настоятельно призывает к его соблюдению. Выполнение этого плана напрямую зависит от воли участников, поэтому мы можем выделить некоторые угрозы его выполнению:

  • Полный отказ одной из сторон от участия по причинам, не связанным с выполнением плана действий.
  • Кризис, вызванный противоречиями, которые возникнут в ходе реализации плана.[1]

Фактически новое соглашение состоит из двух этапов: до Дня начала реализации (работа над выполнением своих обязательств) и после Дня начала реализации, когда с Ирана снялись санкции в обмен на ограничения ИЯП. Несмотря на свой многосторонний характер, СВПД напрямую зависит от полного выполнения своих обязательств США и Тегераном. Несмотря на достижение исторической сделки, в обеих странах осталось немало недовольных.  

Данный документ чрезвычайно сложен как по форме, так и по содержанию. И разумеется, как и любой международно-правовой документ имеет изъяны, самым главным, из которых является то, что фактически он не имеет прямых юридических обязательств его соблюдать. Это увеличивает его зависимость от внутриполитической ситуации в странах-подписантах. Необходимо отметить, что разными сторонами этот договор был воспринят по-разному: с одной стороны. либеральная молодежь в Иране, желающая наладить отношения с Западом и открыться остальному миру, а с другой стороны консерваторы-радикалы, критикующие Роухани за нежелание следовать национальным интересам, и называющие данное соглашение грандиозной уступкой со стороны Тегерана. Официально Иран всегда настаивал на мирном характере своей программы, но, апеллируя к наличию ядерного оружия у Индии, Пакистана, а главное, у Израиля, разрабатывающего планы военного нападения на ядерные объекты Ирана, он критикует двойные стандарты в отношении его ядерной программы. Справедливости ради стоит отметить, что Иран, в отличие от Израиля, является членом ДНЯО, поэтому предложение Ирана, сделанное «шестёрке», о том, что Израиль должен взять на себя те же обязательства перед МАГАТЭ, что и Тегеран, с позиций международного права представляется вполне логичным. Более того, эта иранская инициатива, видимо, может стать предметом особого внимания всего мирового сообщества. Как представляется, иранское предложение имеет вполне конструктивный характер в формате обеспечения ядерной безопасности в целом. Таким образом, Иран продолжает настаивать на том, что его ядерную программу нельзя рассматривать в отдельности от режима ядерного нераспространения на международной арене, особенно на Ближнем Востоке. 

Угрозой выполнения СВПД со стороны США, являются пришедшие в 2017 году к власти республиканцы, которые во главе с новым президентом Дональдом Трампом об абсурдности и нецелесообразности такого соглашения. США осудили Иран за "вызывающие тревогу провокации" и охарактеризовал эту страну как "ведущего мирового спонсора терроризма". Несмотря на свои обязательства, Вашингтон в феврале 2017 расширил свои санкции, теперь уже ссылаясь на ракетную программу Ирана. 3 февраля, Трамп вновь подверг критике действия иранских властей: «Иран играет с огнем, они не ценят, как «добр» был к ним президент Обама. Я не таков!», — написал американский президент на своей странице в Twitter.

В случае дальнейших расхождений в позиции Тегерана и США, необходимо, чтобы «Шестерка» и МАГАТЭ сохраняли единую позицию, помогая достичь консенсуса и не допуская повторной передачи ядерного досье Ирана в СБ ООН, ведь дальнейшее давление на Тегеран будет обладать низкой легитимностью в глазах верховного руководства. Больше всего стоит опасаться, что для духовного лидера страны Хаменеи соглашение с Западом – лишь тактическая уловка. Сейчас Аятолла Хаменеи всячески поддерживает усилия президента Роухани, утверждая, что Иран избирает новую стратегию сближения с миром. Будет ли он придерживаться ее и в дальнейшем, когда санкции снимут? Даже президент Роухани ничего не сможет противопоставить внезапной смене решения со стороны верховного лидера. 

________________ 

[1] Россия и современный мир. Коллективная монография под редакцией М.А. Неймарка. Москва, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2016 год, 512 с.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
29.03.2024