Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Религия в международном праве

В настоящее время религия как одна из форм общественного сознания играет, пожалуй, важную роль как во внешней политике, так и в международном праве. Чтобы попытаться понять, какое влияние религия оказывает на развитие международного права, необходимо ответить на следующий вопрос: Как религия и международное право взаимосвязаны между собой?

Для начала необходимо дать определение, что такое «религия». Религия, в соответствии с трактовкой французского социолога Эмиля Дюркгейма, представляет собой систему верований и практических действий, объединяющих людей в единую социальную, культурную и духовную общность. Если выразиться другими словами, религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, в свою очередь включающая свод моральных норм поведения, культовые действия и прочее. Далее необходимо отметить основные факторы, способствующие влиянию религии на международное право. Во-первых, это использование религиозных принципов через политику государств, в том числе для решения спорных политических вопросов. Объяснить это можно следующим способом. Существует предположение, что использование в мировой политике религиозных норм будет способствовать её гуманизации. Однако в действительности происходит обратное. Попытки внедрения религиозных норм вызывают конфликты как среди государств мира, так и представителями различных конфессий. В качестве примера можно привести противостояние между суннитами и шиитами на Ближнем Востоке, что в свою очередь способствует не только возникновению нестабильности в данном регионе, но и экстремистских организаций (например, ИГИЛ), деятельность которых представляет угрозу для международной безопасности, а также нарушает нормы международного права. Во-вторых, это воздействие религии на международное право непосредственно через закреплённые ею нормы и символику. В качестве примера можно привести международный договор между аккадским царём Нарамсином и правителями Элама, заключённый в первой половине XXIII века до н.э. В соответствии с этим договором, каждая из заключивших его сторон брали на себя обязательство оказывать военную помощь друг другу в случае нападения, а также участвовать совместно в борьбе с восстаниями рабов и покорённых народов. Если одна из этих сторон нарушала достигнутую договорённость, то, по тогдашним верованиям, Энлиль (бог судьбы и царской власти) мог выступить в качестве «карателя» по отношению к нарушителю благодаря использованию непредсказуемых и переменчивых сил природы. Что касается симболики, то об этом можно сказать следующее. Нормы о правах человека, закреплённые международным правом, гарантируют любому индивиду право на свободу религии, обеспечивают равенство и свободу от дискриминации (в том числе по признаку религии), а также несут ответственность по защите прав религиозных меньшинств, находящихся под юрисдикцией. Одновременно с этим необходимо подчеркнуть, что свобода религии и право на личную автономию не являются безоговорочными по причине того, что государство может предписывать на её осуществление определённые ограничения, но только при наличии убедительных оснований их необходимости в целях защиты граждан, их основных прав и свобод. А это явный признак соблюдения норм международного права.

Далее необходимо рассмотреть, каким образом религия повлияла на развитие норм международного права. Начнём с того, что международное право возникло на европейской основе при доминирующей роли христианства. Причина такого явления заключается в том, что христианство на протяжении многих лет играла важную роль в международных отношениях в качестве главного нормативного комплекса. Это, в свою очередь, стало предпосылкой для последующего формирования норм международного права, содержание и опыт реализации которого были учтены. Кроме того, нормы международного права были сформированы и посредством преобладания в государствах внутреннего права, принципы которого были во многом определены благодаря религии. В то же время следует сказать, что на развитие международного права, помимо христианства, повлияли и другие конфессии, такие как ислам и индуизм. Поскольку в настоящее время эти религии имеют «свои нормы и правила», то это в свою очередь вызывает расхождения с его устоявшимися нормами, вследствие чего они оказываются нарушенными. Объяснить смысл вышесказанного можно следующим образом. Например, в исламе на первом месте стоят обязанности, а не права человека, в то время как нормами международного права на том же первом месте учреждены права человека (но никак не обязанности). Или можно привести следующий пример. После захвата посольства США в Тегеране в 1979-1981 годах в Иране такие действия стали рассматриваться как религиозные действия в соответствии с высшим революционным правом. Международный Суд ООН, наоборот, признал эти действия как грубое нарушение общепринятых норм международного права. Таким образом, преобладание религиозных норм в той или иной религии существенным образом влияют на нормы, закреплённые в международном праве.

Далее необходимо указать основные документы, в которых регулируется международное право религиозных конфессий мирового сообщества. Это Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 года, Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам 1994 года и Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года. Если провести краткий анализ между этими договорами, касающимися религии, то суть заключается в следующем: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения». Что касается Декларации 1981 года и Конвенции 1948 года, то в них помимо права и свободы граждан исповедовать любую религию основное внимание уделено озабоченности возрастания актов насилия в результате деятельности религиозного экстремизма, а также принятием государствами мер по их предотвращению.

В заключение необходимо cделать следующий вывод о роли религии в международном праве, поскольку она оказала на его развитие существенное влияние. Любая религия, претендующая на значение мировой, должна быть основана на соблюдении справедливых, гуманных и демократических принципов, а также придерживаться норм, установленных международным правом. И если она их нарушает и противопоставляет один народ с другим (т.е. отражает интересы только некоторых государств), то она лишена будущего.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
19.04.2024