Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Международно-правовое регулирование нелегального оборота наркотиков и позиция России

Международно-правовая база для борьбы с незаконным оборотом наркотических средств включает в себя как двусторонние, так и многосторонние документы. Первые попытки закрепить ограничение нелегального изготовления психотропных веществ  в универсальных международно-правовых документах предпринимались еще с начала ХХ века. На сегодняшний момент наиболее всеобъемлющими и ключевыми в сфере противодействия нелегальному производству и распространению наркотиков являются три документа, разработанные в рамках Организации Объединенных Наций. Первый из них - это  Единая конвенция о наркотических средствах от 1961 года, дополненная протоколом о поправках к ней от 1972 года, которая  включает списки наркотических веществ и механизмы контроля над оборотом наркотиков.Также в единую международно-правовую систему по борьбе с транснациональным наркобизнесом входят Конвенции о психотропных веществах от 1971 года и о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ  от 1988 года.

Следует также особо упомянуть Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 2000 года, в которой в частности оговорены вопросы криминализации деятельности прямо и косвенно связанной с оборотом наркотиков и меры по противодействию международной преступности, которая в том числе включает и наркоиндустрию.

Одними из ключевых элементов системы борьбы с незаконным наркобизнесом являются Комиссия по наркотическим средствам, которая действует в рамках экономического и социального совета ООН(ЭКОСОС) и несет ответственность за  разработку и проведение политики в области международного контроля за нелегальным оборотом наркотических средств. Стоит отметить, что в Комиссию входят такие видные политические деятели как бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, бывший премьер-министр Грециии Георгиос Папандреу, экс-президент Чили Рикардо Лагос, экс-президент Колумбии Сисар Гавириа, бывший президент Бразилии Фернанду Кардозу, пакистанская правозащитница Асма Джахангир и другие.

Ключевая позиция комиссии в вопросе о пересмотре подходов к проведению антинаркотической политики заключается, главным образом, в необходимости декриминализации употребления наркотиков, а также нелегального производства отдельных видов наркотических веществ. В этой связи антинаркотическая политика отдельных государств, в частности США, России и Таиланда, жестко критикуется членами Комиссии, которые всецело уверены в том, что карательный подход при реализации режима контроля над оборотом наркотиков лишь усугубляет социальные проблемы. Так, по мнению экспертов ООН, криминализация за употребление, а также за хранение наркотиков контрпродуктивна, потому что загоняет людей, потребляющих наркотики в условия антисанитарии, ведет к переполненности пенитенциарных учреждений, распространению инфекционных заболеваний, в частности, ВИС/СПИД.

По мнению Комиссии, пересмотру подлежит и концепция функционирования наркосудов, которая по существу заменяет лишение свободы  за употребление наркотиков на принудительное прохождение наркопотребителями программы реабилитации, что зачастую происходит с нарушениями конституционных прав граждан в странах, где такая практика распространена.

Государственные методы контроля, по мнению Комиссии, должны сводиться к формуле «разные вещества – разный уровень регулирования», то есть правовое регулирование отдельных секторов рынка наркотиков должно быть поставлено в зависимость от вреда здоровью и обществу, который может нанести конкретный вид наркотического средства. Так,  в частности звучат призывы легализовать «легкие наркотики».

Под эгидой ЭКОСОС также действует Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН), который в свою очередь занимается вопросами легального и нелегального производства, оборота и потребления наркотических веществ и проводит анализ статистических данных о спросе и предложении на ранке наркотических средств.

Необходимо отметить, что рекомендации Комитета по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, адресованные национальным правительствам, не содержат призывов радикального пересмотра антинаркотической политики государств. В то же время в правовой сфере МККН, равно как и Комиссия по наркотическим средствам, настаивает на гуманизации национальных законодательств в области противодействия развитию наркоиндустрии и наркомании.

Особая роль принадлежит также Управлению ООН по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и преступностью (УПН ООН). Деятельность Управления сосредоточена в первую очередь на противодействии транснациональной преступности, в частности в области нелегального оборота наркотиков, а также на оказании технической и нормативной поддержки правительствам в данной сфере.

Необходимо отметить, что УПН ООН на сегодняшний день возглавляется гражданином РФ Юрием Федотовым. Учитывая, что Россия крайне негативно относится к предложениям МККН и Комитета по наркотическим средствам о декриминализации и гуманизации национального законодательства в области оборота и потребления наркотиков, то наличие российского гражданина во главе Управления, возможно, может позволить РФ активнее отстаивать свою позицию по данной проблеме. На сегодняшний день Россия является одним из наиболее последовательных сторонников «нулевой терпимости», которая заключается в уголовном преследовании наркоманов и принципиальном отказе от дифференциации легких и тяжелых наркотиков.

 

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии 1

Анастасия, отличная публикация! На каком информационном ресурсе можно ознакомиться с цифровыми показателями? (какой процент наркозависимых в России, например)

Анастасия, отличная публикация! На каком информационном ресурсе можно ознакомиться с цифровыми показателями? (какой процент наркозависимых в России, например)
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
28.03.2024