Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Российско-американское соглашение по утилизации плутония

 «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области» (Соглашение) было подписано 29 августа - 1 сентября 2000 года с российской стороны премьер-министром Михаилом Касьяновым, с американской — вице-президентом Альбертом Гором. Основной смысл документа заключается в том, что обе стороны обязались сократить количество оружейного плутония-239 при непосредственном отказе от формирования возвратного потенциала. В соответствии с Соглашением, каждая из сторон берет на себя обязательство утилизировать, по крайней мере, по 34 тонны материала, который остался после реализации условий договора по сокращению наступательных ядерных вооружений.

Статья III Cоглашения предусматривает два пути утилизации плутония. Первый – это облучение материала в качестве топлива в ядерных реакторах; второй способ подразумевает «разбавление оружейного плутония (содержание 239-го изотопа не менее 93 процентов) так называемым реакторным плутонием с большой долей 240-го изотопа (который трудно разделим с 239-м и не может применяться в оружейных целях), а также с высокоактивными отходами.»[1]

Также Соглашение включает себя третий пункт, который был включен сторонами в случае разработки нового способа «разоружения плутония» при безвозвратной ликвидации его военного потенциала, а именно данный пункт говорит о возможности применения иного согласованного в письменном виде способа.

Следует отметить, что ни одна из сторон на тот момент фактически не обладала нужными технологиями для реализации данных условий, и после десяти лет непрерывных научных исследований и встреч уполномоченных лиц для обсуждения данного Соглашения 13 апреля 2010 Вашингтон и Москва пришли к выводу, что необходимо выработать и принять дополнительный протокол, который способствовал реализации основной задачи международного договора.

Протокол исключил захоронение оружейного плутония, что явилось большим компромиссом в рамках разногласий двух сторон относительно разбавления и захоронения материала, так как российская сторона считала два этих способа не соответствующими раннее подписанному договору, отмечая что в процессе этих способов утилизации «военный потенциал» не уничтожается безвозвратно. Однако Соглашение ввело еще два способа утилизации плутония, среди которых более быстрый - производство МОКС-топлива с его последующим сжиганием в реакторах электростанций .

Анализируя протокол сквозь призму российских интересов, важно отметить, что он не привел к негативным последствиям, и Россия, по крайней мере, была подготовлена к использованию МОКС-топлива в реакторах БН-600 (имевшийся) и БН-800 (строившийся, ныне введен в эксплуатацию).

Что же касается США, то, во-первых, США не располагали соответствующими реакторами и были вынуждены купить технологии у своих французских коллег. Во-вторых, протокол внес некий разлад среди руководящих структур в связи с высокой стоимостью покупки необходимых технологий и постройки завода для реакторной утилизации. Это повлекло за собой иск одного из штатов США (Южной Каролины) к федеральному правительству с требованием отказа от строительства данного предприятия и поддержку закрытия программы МОКС-топлива со стороны Министерства Энергетики США.[2]

Итак, США постепенно отказываются от утилизации плутония посредством его использования в топливе для АЭС, поскольку американская сторона нашла данный вид производства МОКС-топлива и преобразование под него атомных реакторов невыгодным с точки зрения перспектив развития ядерной энергетики страны и национальных интересов в целом. Именно поэтому США предпочли захоронение плутония после его переработки путем смешивания с другими материалами для ликвидации «военного потенциала». Российская сторона крайне негативно реагировала на такой подход ввиду вышеупомянутой позиции относительно этого способа утилизации. Более того, не было зафиксировано согласованности сторон по изменению способа ликвидации оружейного материала.

В ответ на это 3 октября 2016 года президент Российской Федерации выступил с официальным заявлением о том, что Соединенные Штаты нарушают свои обязательства, в соответствии с Соглашением об утилизации плутония, признанного избыточным для оружейных целей, и издал Указ о приостановлении действия межправительственного соглашения с США об утилизации оружейного плутония, обращении с ним и сотрудничестве в этой области, а также протоколов к этому соглашению со стороны России исходя из необходимости принять меры по защите безопасности и национальных интересов России.

Технически американская сторона нарушала требования межправительственного договора с Россией, однако необходимо разобраться в истинной причине действий со стороны Москвы. В действительности обе стороны обладают достаточным количеством оружейного плутония, однако США не ставит в число приоритетных задач выполнение своих обязательств по режиму ядерного разоружения, к чему, в свою очередь, призывает российская сторона.

Тем не менее, объявив о приостановлении Соглашения, Россия предъявила такие требования, которые США в ближайшее время не будут выполнять из политических соображений.

В законопроекте о приостановлении Россией действия соглашения с США об утилизации плутония говорится, что действие соглашения может быть возобновлено «после устранения США причин, «приведших к коренному изменению обстоятельств, существовавших на день вступления в силу соглашения». Во-первых, Вашингтону поставлено условие по сокращению военной инфраструктуры и численности контингента войск, размещенных на территориях стран НАТО, вступивших в альянс после 1 сентября 2000 года. Во-вторых, США должны отказаться от «недружественной политики в отношении России», что подразумевает отмену «закона Магнитского», отмену всех санкций, введенных США, и компенсацию ущерба, понесенного Россией в результате введения санкций.»[3]

Очевидно, что сам Вашингтон не станет выполнять данные требования, а принятое президентом РФ решение о приостановление межправительственного договора с США не подразумевает возобновления военного использования тех самых 34 тонн плутония, на «разоружение» которых он был нацелен. Стоит упомянуть тот факт, что отказываясь от участия в межправительственном договоре с США, Москва ничего не теряет, однако и без того сложные взаимоотношения с Вашингтоном могут деструктивно повлиять на международный режим нераспространения.


[1] Указ Президента Российской Федерации от 03.10.2016 № 511 «О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области и протоколов к этому Соглашению»

[2]А.Арбатов «В чем реальная опасность выхода России из договора по плутонию?». [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=8183#top-content (дата обращения: 23.10.2016)

[3] См.1

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
20.04.2024