Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Правовые обычаи в международном морском праве

Введение

 Международное морское право — это совокупность международно-правовых принципов и норм, которые устанавливают правовое положение пространств и ресурсов Мирового океана и регулируют отношения субъектов международного права, связанные с морской деятельностью. Мировой океан является основным объектом международного морского права. Мировой океан — это «легкие» нашей планеты, источник значительной части вырабатываемого кислорода, побудитель движения воздушных масс. Мировой океан — это ключевой фактор в геологическом развитии планеты; источник колоссальных благ, генерируемых морской деятельностью: торговым судоходством; морским рекреационным бизнесом и морской медициной; морской добычей минеральных ресурсов; морскими промыслами рыбы и зверя и др. Пространства Мирового океана (а они покрывают более 70% поверхности нашей планеты) длительное время делили на два вида: 1) находящиеся под суверенитетом прибрежного государства (внутренние морские воды, территориальное море) и 2) находящиеся за пределами действия суверенитета (открытое море). К настоящему времени морских пространств с разным правовым режимом стало больше. 

Одна из особенностей международного морского права, как публичного, так и частного, состоит в том, что оно в значительной степени сформировалось из обычаев (обычных норм). В соответствии со ст. 38 Статута Международного суда ООН, обычай определяется как «доказательство общей практики, признанной в качестве правовой нормы». Обычай - это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер.

Рассмотрим уровень влияния обычаев на международное морское право.

История

 Межрегиональная торговля и торговля на дальние расстояния могли осуществляться лишь водным путем как из-за географических факторов, так и в силу неэкономической нерентабельности и опасности сухопутных экспедиций. Морское судоходство было известно еще Древнему Египту и их торговым партнерам (месопотамцам, ассирийцам, китайцы, нубийцы, индусы и др.). В древней Греции и Финикии достаточно быстро сформировалась развитая сеть портов, судоходство, судостроение и рыболовный промысел. Источниками служили внутреннее законодательство, кодексы морских стран, региональные правовые обычаи международные договоры. Широкое распространение получил источник древнего морского права античный греческий Родосский кодекс, охватывавший морские обычаи, которые существовали в регионе и датировались III-II в.в. до н.э. Договоры преимущественно были общего характера и лишь в части затрагивали морской торговли (например договоры Древнего Египта и Ассирии).

Новым витком в процессе кодификации международного морского права стало оживление торговли в Западной Европе. Именно эти события способствовали появлению целого ряда других кодексов и сборников, в которых формировались различные правила о торговом мореплавании. В качестве некоторых кодексов и сборников можно указать следующие, наиболее важные: С VII века начинает действовать Кодекс Basilika (Базилика). Он включает в себя нормы и положения византийского права, и регулирует торговлю Леванта. Данный кодекс был основан на воле императора, а не на согласии купцов. В нем были изложены основные принципы международного морского права. При этом, основы были дополнены специальными примерами из Родосского морского права. В X веке появляется кодекс Tabula Amalfitana. Данный кодекс относится к международному морскому праву и содержит в себе морские обычаи, которые применялись в городе Амальфи в Италии. Дальнейшее развитие морского права происходило под явным влиянием крестоносцев. Решение споров посредством поединка, которое применялось при гражданских требованиях, было совершенно неприемлемо при разбирательстве дел морских. Так, крестоносцы организовывали свои собственные суды для разрешения споров. Суды должны были разрешать споры между крестоносцами и моряками- торговцами, которые сталкивались друг с другом на берегах Средиземного моря. Право, применяемое в данных судах, основывалось на обычаях купцов.

"Черная Книга Адмиралтейства"

 «Черная книга Адмиралтейства» явилась одной из наиболее важных и примечательных собраний морских законов Англии. Данный сборник начали писать еще при царе Эдуарде III, и продолжили во времена царствования Ричарда II и Генриха IV. «Черная книга Адмиралтейства» была создана в качестве практического пособия или сборника норм морского права, которыми следовало руководствоваться в Суде Адмирала. Так как книга была написана на древнем нормандском языке, то это затрудняло ее использование. Однако во времена царствования Карла II все документы данной книги были переведены на английский язык Томасом Бедфордом. В конце XVIII века первоначальный текст «Черная книга Адмиралтейства» был безвозвратно потерян. Однако, в библиотеке адмиралтейства сохранилась ее копия, что дало возможность в 1871 году опубликовать точное издание «Черной книги». Книга была издана в четырех томах, и главная ее ценность заключалась в том, что она содержала в себе научно обоснованное введение, а также обильные примечания. В качестве основы для «Черной книги» были использованы статьи и правила кодекса «Domesdays Books». Этот кодекс был написан в приморских самоуправляющихся городах, которые имели собственные суды и применяли нормы обычного морского права к английским и иностранным морякам и купцам. 

Йорк-Антверпенские правила

Йорк-Антверпенские правила — свод общепринятых в международном торговом мореплавании правил, регулирующих распределение между судовладельцем и грузовладельцем пропорционально стоимости судна, груза и фрахта убытков, понесённых каким-либо из этих лиц, вследствие общей аварии.

Особенность обычая состоит в том, что в отличие от договорных норм, которые существуют в письменном виде в тексте договора, обычай не имеет должным образом закрепленной письменной формулировки. Но это вовсе не означает, что обычные нормы не могут иметь письменной формулировки. Примером здесь могут служить именно Йорк-Антверпенские правила. В отличие от договора, предусматривающего взаимные обязанности подписавших его государств, Йорк-Антверпенские правила по существу представляют собой «писаный» свод международно правовых обычаев.

Современный этап развития международного морского права

Не смотря на заключение международных соглашений по морскому праву, обычаи в области морского права не утратили своего значения, лишь, поскольку ряд из них продолжает действовать или потому, что имеются государства, которые связаны действующими международными обычаями, но не являются участниками какого-либо универсального соглашения.

Наибольшее влияние обычая наблюдается в сфере международных морских перевозок.Это объясняется как разнообразием самих отношений в данной области (предметом регулирования), так и различным характером источников правового регулирования. Так, наряду с нормами конвенций и внутреннего законодательства широко используются морские обычаи, как национальные, так и международные.

В законодательстве многих государств обычно не содержатся коллизионные нормы, предусматривающие, право какой страны подлежит применению к отношениям по морской перевозке грузов. Эти вопросы решаются судебной практикой. В судах Великобритании и Франции (в соответствии с французским законодательством) применяется закон флага судна, а в судах ФРГ предпочтение отдается закону места назначения груза. Согласно закону Польши применяется закон, избранный сторонами. При отсутствии выбора к договору перевозки применяется закон места нахождения перевозчика.

Вывод

Обычай играет по-прежнему большую роль в развитии международного морского права. Большинство существующих соглашений и сводов правил в морском праве отражают многовековую практику морского судоходства (в частности перевозок грузов) как в мирное, так и в военное время. Эта отличительная черта показывает на то, что опыт и история должны и влияют на развитие международного права в целом.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
25.04.2024