Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Правомерность применения односторонних санкций

Практика односторонних санкций является достаточно часто используемым инструментом продвижения опредёленных интересов. Посредством санкций государства защищают свои национальные интересы, и по сути они вводят их в рамках своих суверенных полномочий. В законодательстве большинства государств существуют нормы, предусматривающие возможность введения односторонних санкций. К примеру В отечественном законодательстве в ФЗ «О специальных экономических мерах» установлена возможность применения экономических мер в качестве реакции на «международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства». Ярким примером страны, активно использующей односторонние санкции в своих интересах, является США, которой только в период 1993 - 1996 гг. было введено более 60 односторонних санкций против 35 стран мира. Однако санкции всё больше стали использоваться не для защиты и восстановления нарушенных прав, а как инструмент экономического давления. В связи с этим возникает вопрос насколько правомерно применение односторонних санкций. Вопрос правомерности прямо связан с целями применения и характером санкций. Если говорить о международном праве, то существует понятие «контрмеры», под которыми понимаются меры международно-правовой ответственности государства, которое совершило противоправное деяние. То есть государство имеет право применять определенные действия невоенного характера против другого государства, но при наличии установленных условий. Такие условия (или критерии) определены Комиссией международного права ООН.

Тем не менее, довольно часто санкции применяются без ссылки на какое-либо нарушение обязательств перед государством, вводящим санкции. В таком случае подобные действия не считаются правомерными. Генеральной Ассамблеей ООН были одобрены несколько резолюций, в которых санкции без привязки к ответственности считаются действиями, противоречащими международному праву. Однако ее резолюции носят лишь рекомандательный характер. Проблема применения односторонних санкции также поднималась в Женеве 2 октября 2015 года на 30 - й сессии Совета по правам человека, где по итогам была принята резолюция, в которой призвали все государства отказаться от односторонних санкций и практики экономического давления на другие государства. Более того, на этой сессии специальный докладчик по вопросу влияния санкций на права человека Идрисс Джазайри представил свой доклад, в котором подчеркнул, что односторонние санкции противоречат международному праву.

Вопрос применения санкций (в частности экономических) можно оспорить в рамках торговых организаций и соглашения, где обязательства сторон четко зафиксированы. Если брать конкретный пример экономических санкции некоторых стран Запада в отношении российских граждан, компаний и отельных секторов экономики в результате событий на Украине 2014 года, то вполне логично, что экономические санкции (если говорить о мерах против компаний) противоречат главным принципам, на основе которых действует ВТО. Так, правила ВТО нарушаются сразу по нескольким пунктам, а именно нарушаются II, III и XVI статьи Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). К примеру, блокировка активов банка «Россия» и запрет осуществлять банку все операции нарушает режим наибольшего благоприятствования (РНБ), а это является проявлением дискриминации к поставщику услуг из других стран. Данные действия запрещены II статьей ГАТС. Однако Российское правительство так и не обратилось в ОРС ВТО по поводу нарушения обязательств. Это можно объяснить наличием положений в соглашении организации, которые дают возможность использования ограничений в особых случаях. Речь идет о 21 статье соглашения, где говорится о том, что

"Ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано:
(b) как препятствующее любой Договаривающейся Стороне предпринимать такие действия, которые она считает необходимыми для защиты существенных интересов своей безопасности...
если они принимаются в военное время или в других чрезвычайных обстоятельствах в международных отношениях...".

Данная статья применялась только в контексте санкций, то есть мер, принимаемых по внешнеполитическим мотивам, а не с целью извлечения экономической выгоды. Это дает ей право на существование в рамках соглашения и не лишает в тоже время все соглашения смысла. Одновременно эта же статья дает возможность оправдать Западные санкции в отношении России, так как причина их введения имеет политический характер, и не направлен на получение экономической выгоды.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
20.04.2024