Блоги гуманитарного права
Право международной безопасности. Компетенция СБ ООН в случае акта агресии
Право международной безопасности (ПМБ) - система принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения субъектов МП в целях предотвращения применения военной силы в МО, ограничения и сокращения вооружений. МП, и свои специфические принципы: Принцип равенства и одинаковой безопасности, который сводится к необходимости признать, что МБ гарантируется системой равенства национальных мер безопасности. Любое гос-во будет считать себя уверенным в политических отношениях, если оно знает, что национальные меры безопасности достаточны для защиты интересов гос-ва. Принцип ненанесения ущерба безопасности гос-ва, который сводится к тому, что умышленное действие против безопасности гос-ва само по себе может угрожать международному миру и безопасности.
Основные источники ПМБ:
- Устав ООН;
- Резолюции ГА ООН «О неприменении силы в МО и запрещении навечно применения ядерного оружия» (1972 г.), «Определение агрессии» (1974 г.);
- Многосторонние и двусторонние МД, которые м.б. разделены на 4 группы:- договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношении (Договор об обычных вооруженных силах в Европе, 1982 г.);- договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны.
- - договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении, 1972 г.);
- - договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана);
- Акты международных региональных организаций (ОБСЕ, ЛАГ, ОАЕ, СНГ).
Совет Безопасности ООН (СБ ООН)
В соответствии с Уставом ООН СБ несет главную ответственность за поддержание мира и безопасности. СБ принимает решение о времени и месте развертывания операции ООН по поддержанию мира. СБ принимает меры в связи с кризисными ситуациями, рассматривая каждый случай индивидуально, и имеет в своем арсенале набор инструментов для урегулирования конфликтов.
Действия должны начинаться с квалификации ситуации: обязан определить, имеет ли он дело с угрозой миру, нарушением мира или актом агрессии. Квалификация СБ является юридической базой для дальнейших действий по поддержанию мира. Имеет право:
- прибегнуть к временным мерам для предотвращения дальнейшего обострения ситуации. Эти меры возлагаются на сами заинтересованные стороны, а СБ контролирует их выполнение.
- принимать решение о принудительных мерах, не связанных с применением вооруженных сил: разрыв дип.отношений, перерыв ж/д, морских, воздушных, почтовых и т.д. сообщений, эмбарго на поставку оружия и других военных материалов, широкомасштабные финансовые меры.
- применять принудительные меры с использованием вооруженных сил. СБ вправе принимать меры с использованием воздушных, морских или сухопутных сил, если сочтет, что меры о кот. говорилось в п.2 недостаточны. Но можно принять и первично, не применяя п.2 Они могут проводиться как миссии военных наблюдателей или как ввод ограниченного контингента войск.
Методы деятельности СБ в ситуации угрозы миру:
- осуждение политики государства - ЮАР
- констатация политического факта, представляющего собой угрозу миру – ситуация на юге Африки
- подтверждение резолюций и деклараций ГА, предложений Генерального Секретаря – Кипр, югославия, Афганистан и тд
- призыв к гос-вам – участникам конфликта прекратить военные действия – Грузия, ангола итд
- расследование причин и фактов спора – молдова
- попытки примирения – палестина
- организация групп военных наблюдателей и миссий по выполнению требований СБ – кипр, иран…
- непосредственное урегулирование спора – камбоджа
- взаимодействие с региональными организациями
- заниматься миротворческой деятельностью. Это комплекс мероприятий полит., эконом., дип. Правового характера, не связанных с применением вооруженной силы. Это коллективные действия СБ и региональных организаций с использованием военных наблюдателей, Вооруж.сил ООН, полицейских и гражданских сил.
Инструменты миротворческой деятельности:
- превентивная дипломатия
- поощрение к миру
- операции по поддержанию мира (ОПМ) – это совокупность предпринимаемых с согласия конфликтующих сторон действий с участим военного, полицейского, гражданского персонала для стабилизации обстановке в регионе.
- Разоружение
- Санкции
- постконфликтное миростроительство – это совокупность действий, направленных на устранение основных причин конфликта, предотвращение его повторения, восстановление гражданских властных структур.
- Принудительные меры с использованием вооруженных сил.
Представляют собой операции по поддержанию мира, т.е. меры миротворческого характера с привлечением военного персонала в целях стабилизации обстановки в районе конфликта. Они могут проводиться как миссии военных наблюдателей или как ввод ограниченного контингента войск. Обязательные требования к операциям:
- решение СБ о проведении операции; наличие целевого мандата СБ; осуществление общего рук-ва со стороны СБ; согласия конфликтующих сторон не проведение операций.
- добровольное предоставление воинских контингентов государствами-членами; национальность воинских контингентов должно быть приемлемо для конфликтующих сторон.
- операции должны финансироваться международным сообществом. Более высокие взносы для постоянных членов СБ и сокращенные для менее развитых стран.
- общее командование возлагается по мандату СБ на ГенСека ООН.
- беспристрастность вооруженных сил (вс), их нейтральность, применение оружия только для самообороны. Вс не должны вмешиваться во внутренние дела страны и не должны использоваться в интересах одной конфликтующей стороны ущерб интересам другой.
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.
Комментарии