Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Политико-правовая среда предупреждения и урегулирования международных споров

Одна из целей, сформулированных в Уставе ООН, — «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров». К международным относят прежде всего споры между государствами, а также между ними и другими субъектами международного права. Устав ООН предусматривает обязательство урегулировать международные споры мирными средствами. Согласно Уставу государства—члены ООН «разрешают свои международные споры мирными средствами». Зафиксирован в Уставе ООН и перечень средств, которыми государства обязаны разрешать международные споры согласно современному международному праву: «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашением или иными мирными средствами по своему выбору».


Первым универсальным международно-правовым актом о мирном разрешении споров считают Конвенцию о мирном разрешении международных столкновений (принята на Гаагской конференции мира в 1899 г., уточнена на 2-й Гаагской конференции в 1907 г.). В Конвенции содержится призыв к государствам «предупредить по возможности обращение к силе» и «прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству». Запрет использования силы для решения споров сформулирован позднее — в Общем акте о мирном разрешении международных споров (Пакте Бриана—Келлога 1928 г.), который был принят Лигой Наций. В нем предусмотрены отказ от войны в качестве орудия национальной политики и признание необходимости разрешать любые споры мирными средствами. Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. подтвержден затем резолюцией ГА ООН (1949 г.).
Многообразные средства мирного разрешения международных споров подразделяют на две группы: 1) юридические средства (международные арбитражи и суды); 2) дипломатические средства (все прочие). Иногда в последней группе выделяют процедуры урегулирования споров в рамках международных организаций. Подразделение это, однако, весьма условно.
Дипломатические средства. В перечне средств мирного урегулирования споров, предусмотренных в Уставе ООН, на первом месте стоят переговоры. Суть переговоров — в непосредственном сопоставлении их участниками фактов и правовых позиций; в поиске решения спорного вопроса самими спорящими сторонами. При непосредственном диалоге спорящие стороны имеют возможность предметно выявить политико-правовые позиции друг друга, сопоставить взаимные претензии. При этом участники переговоров изначально не связаны какими-то юридическими формальностями — они сами определяют порядок встречи, обмен мнениями и т.д
Юридические средства.
К каким бы результатам ни привели переговоры или иное «дипломатическое» средство решения спора — оппозиция даже в самом экономически и социально обустроенном государстве найдет основания для критики достигнутого компромисса. А судебные и арбитражные способы урегулирования международных споров создают сегодня для правительства конкретного государства имидж объективности правового решения.
Арбитраж — древнейшее юридическое средство урегулирования межгосударственных разногласий. Это, согласно одному из упрощенных определений, передача спора по соглашению сторон выбранным ими лицам для его разрешения по существу. Упоминавшаяся Конвенция о мирном разрешении международных столкновений определяет суть межгосударственного арбитража как «разрешение разногласий между государствами судьями, избранными самими государствами, на основе соблюдения права».
Привлекательность арбитража в том, что эта процедура, в отличие от судебной, дает государствам возможность избегать ряда формальностей, скрупулезности, доказательств и соблюдения процедуры, требуемой судом.
Международные суды. Сама возможность обращения государства, иного субъекта международного права в суд для защиты своих интересов, восстановления нарушенных прав служит сдерживающим фактором при соблазне разрешить спор не в правовом поле. В настоящее время создано и функционирует множество международных судебных учреждений как на универсальном, так и на региональном и двустороннем уровне. Обозначена проблема множественности решений разными судами различных международно-правовых вопросов, причем не всегда единообразно.
В достижении единообразного толкования и применения международного права ключевую роль играет Международный Суд ООН. Все государства- члены ООН являются участниками Статута Международного Суда, а Статут составляет неотъемлемую часть фундаментального договорного источника международного права — Устава ООН. Государства, которые не являются членами ООН, также могут стать участниками Статута, и это положение на практике применялось к Швейцарии в 1948 г., к Лихтенштейну в 1950 г., к Сан-Марино в 1954 г.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
24.04.2024