Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Международный Суд ООН. Его организация и компетенция

Первый постоянный международный суд был создан в 1920 году с принятием Лигой Наций, статута Постоянной палаты международного правосудия. Однако, в 1946 году палата прекратила свое существование.

В настоящее время основным судебным органом международного сообщества является Международный Суд ООН (далее – МС), расположенный в Гааге (Нидерланды). Суд осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного Суда, который является неотъемлемой частью Устава ООН, а также Регламента Суда, принятого в 1946 году (в 1978 году был пересмотрен).

Международный суд ООН – это судебный орган, который разрешает споры, возникающие исключительно между государствами. Помимо прочего, МС правомочен давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросам Генеральной Ассамблеи (ГА) и Совета Безопасности (СБ) ООН. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать консультативные заключений по юридическим вопросам с разрешения ГА. При этом их запросы не должны выходить за пределы их компетенции. Так, например, в 1996 году МС отказался дать консультативное заключение по запросу ВОЗ относительно правомерности применения государством ядерного оружия во время вооруженного конфликта, указав, что этот вопрос не входит в компетенцию ВОЗ.

Консультативное заключение представляет собой мнение международных судей по тому или иному юридическому вопросу и, как правило, носит рекомендательный характер. Однако сторона, обратившаяся с запросом, может признать для себя обязательным консультативное заключение МС. Начиная с 1946 года МС вынес более 20 консультативных заключений.

МС состоит из 15 судей, избираемых сроком на 9 лет. Каждые 5 лет происходит смена одной третьей судей. Судьи избираются из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. При этом в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства.

На основании Статута МС в суд могут быть переданы дела, которые возникли в результате толкования или применения международных договоров.

По общему правилу, юрисдикция Суда факультативна. Иными словами, Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Однако государства могут делать заявления о признании обязательной юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся:

  • толкования договора;
  • любого вопроса международного права;
  • наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;
  • характера и размера возмещения за нарушение международного обязательства.

В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон.

СБ ООН наделен функцией следить за исполнением решений Суда. В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона вправе обратиться в СБ ООН, который может сделать рекомендации или решить, какие принять меры для приведения решения в исполнение (статья 94 Устава ООН).

Для рассмотрения дела достаточен кворум в 9 судей. Однако, как правило, Суд заседает в полном составе.

Дела в Суде возбуждаются двумя способами:

  • нотификацией специального соглашения, заключенного между сторонами в споре;
  • подачей секретарю Суда одностороннего письменного заявления, в том и в другом случаях должны быть указаны стороны в споре и его предмет.

Суд вправе указать, какие меры, по его мнению, должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Сообщение о таких мерах немедленно доводится до сведения сторон и СБ ООН. Так, получив 9 апреля 1984 года жалобу Никарагуа против США, Суд 10 мая 1984 г. вынес решение о временных мерах, согласно которому США должны были немедленно прекратить минирование никарагуанских портов и иные посягательства на территориальную целостность или политическую независимость Никарагуа с помощью любых военных или полувоенных действий.

Судопроизводство делится на письменную и устную стадии. Суд устанавливает сроки предоставления сторонами меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, а также подтверждающих их документов.

Устное судопроизводство заключается в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей и адвокатов сторон. Слушание дела производится публично, если по решению Суда или по требованию сторон не определен иной порядок. По завершении слушания дела Суд удаляется в совещательную комнату для обсуждения решения. Совещания Суда происходят в закрытом заседании и носят конфиденциальный характер. Решения принимаются большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну голос председателя считается решающим.

Решение оглашается в открытом заседании Суда. Оно имеет обязательную силу только для участвующих в деле сторон и не является прецедентом, то есть распространяется исключительно на рассматриваемое дело. Решение Суда окончательное и может быть обжаловано лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заявлены по истечении десяти лет после вынесения решения.

Согласно Статуту МС, Суд разрешает споры на основании международного права, применяя международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Суд также может учесть судебные решения и доктрины в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Примечательно, однако то, что Суд может, если стороны с этим согласны, решать дела, исходя из справедливости.

За время своего существования МС рассмотрел около 70 спорных дел, касающихся толкования и применения международных договоров, суверенитета над определенными территориями, делимитации морских пространств и континентального шельфа и прочих вопросов.

Существование МС ООН не исключает возможности создания специальных международных судов на основе других соглашений как универсального, так и регионального характера. В связи с этим можно назвать Международный трибунал по морскому праву, Европейский суд по правам человека и другие.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
23.04.2024