Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Международное взаимодействие в области чрезвычайных ситуаций в ООН и внешняя политика России

В последнее время в отечественных политических и академических кругах обсуждается проблема нехватки российских кадров в управляющих и оперативных структурах международных организаций, прежде всего – ООН. Успехи российской антитеррористической операции в Сирии продемонстрировали не только умение бороться с радикальными группировками, но и приверженность РФ принципам международного права (российская армия находится на территории САР исключительно потому, что была приглашена туда официальным правительством Республики). Это способствовало и созданию новой структуры – Контртеррористического Управления ООН, и назначению ее руководителем В.И. Воронкова.

Возникает закономерный вопрос: где, помимо противодействия терроризму, Россия может продемонстрировать себя, а следовательно, способствовать дальнейшей "русификации" чиновников ООН?

Такой сферой может стать сотрудничество в области чрезвычайных ситуаций. Emercom МЧС России является, согласно рейтингу INSARAG, одними из самых эффективных спасательных сил. Отечественная техника используется в более чем десятке поисково-спасательных операций Организации Объединенных Наций. Руководство МЧС России проводит регулярные встречи с Управлением по Координации Гуманитарных Вопросов. Взаимодействие ведется по линиям ВОЗ, соглашений с другими международными организациями и правительствами. 

Концепция Внешней Политики Российской Федерации (п.36) также отмечает, что намерена способствовать созданию под эгидой ООН единой структуры для взаимодействия в области ЧС. Это подтверждается вкладом России в реализацию проектов в области Целей Устойчивого Развития, связанных с прикладными аспектами сотрудничества в области ЧС. 

В этой связи, однако, появляются закономерные вопросы о финансировании новой структуры; принципах, которыми она будет руководствоваться в работе; подбору управленческих и оперативных кадров, и др. (В настоящее время в INSARAG отсутствуют российские руководители).

Тем не менее, такое количество contra перекрывается важнейшим pro: бюрократические проволочки в области реагирования на чрезвычайные ситуации – тупиковый путь развития международного взаимодействия в данной нише. В то время как УКГВ и ВОЗ находятся в Женеве, ряд других задействованных органов – в Нью-Йорке и Вене, а место в иерархии цельной системы органов Объединенных Наций разнится от одного бюро к другому, процесс принятия решений затягивается критически.

Помимо прочего, необходимо заметить, что Россия (КВП РФ п.26(г)) стремится к кодификации и развитию международного права. В этом направлении РФ следует руководствоваться уже существующими соглашениями, в том числе – INSARAG-1991 (Россия – участник с 1993-го г.).

В качестве основы для создания подобной структуры на базе ООН может подойти уже упомянутое выше Контртеррористическое Управление ООН, точнее – резолюция, на основе которой оно было учреждено: A/71/L.66 (A/71/PV.87).

"Русификация" персонала в ООН – трудновыполнимая задача. Однако, если сосредоточить усилия на проектах, связанных с сильнейшими "сегментами жизнедеятельности" России, в особенности – с деятельностью МЧС, можно создать необходимые условия для такой возможности. Сирийский опыт и назначение Заместителем Генерального Секретаря В.И. Воронкова – прямое тому доказательство.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии 2

Заметка была опубликована, но в последующем текст исчез. Прошу автора обновить.

Заметка была опубликована, но в последующем текст исчез. Прошу автора обновить.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
20.04.2024