Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Международно-правовые механизмы борьбы с пиратством

Феномен пиратства насчитывает не одну тысячу лет. Морские разбойники прошлых веков именовались «искателями счастья». Существует несколько версий происхождения слова пират. Согласно одной из них  термин происходит от греческого πειρατής [peirates] с корнем πειράω [peirai], что означает «пробовать», «испытывать». На протяжении долгого времени процесс становления морского судоходства и развития международной морской торговли теснейшим образом переплетался с историей морского пиратства, которое видоизменялось, но никогда полностью не исчезало. С древнейших времен и по сегодняшний день пиратство продолжает оставаться одной из наиболее проблемных сфер регулирования международного морского права.

Современные акты пиратства являются угрозой для безопасности на море и безопасности прибрежных государств. Морской разбой подвергает угрозе морские перевозки в мировом масштабе, что вынуждает государства учитывать страховые риски, повышая ставки страхования, и даже прекращать торговлю с конкретными государствами.

За последние несколько десятилетий мир не раз сталкивался с активностью пиратов в бассейне Карибского моря, водах Западной Африки, Малаккском проливе, Южно-Китайском море, Сингапурском проливе. Однако в настоящее время проблема пиратства наибольшее распространение получила в районе Аденского залива у  берегов Сомали. Это объясняется, прежде всего, тем, что данное государство фактически не участвует в охране морских акваторий ввиду практически полного развала государственной системы.

Учитывая то, что морской разбой представляет собой угрозу для всего мира и международной безопасности, проблема противодействия этому явлению является одной из постоянных тем, обсуждаемых ООН.

В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН образовала Комиссию для подготовки работы по кодификации и развитию международного права. Комиссия, работая над проектами статей по морскому праву, которые позднее были положены в основу конвенций по морскому праву, кодифицировала и  многовековую практику, касающуюся борьбы с пиратством. Нормы, касающиеся пиратства, были закреплены в 1958 году Конвенции об открытом море, подписанной в Женеве. Именно в данной конвенции был закреплен единообразный подход государств в деле сотрудничества в борьбе с пиратством. Конвенция 1958 года уточнила содержание понятие «пиратство».
В соответствии со ст. 15 Конвенции под пиратством понимается:

  1. Любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

а) в открытом море против какого-либо судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на борту;

б) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства.

  1. Любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, если тот, кто такой акт совершает, знает обстоятельства, в силу которых это судно или этот летательный аппарат является пиратским судном или пиратским летательным аппаратом.
  2. Любое действие, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусмотренного в п. 1 и 2 указанной статьи.

Практически без изменений нормы Женевской конвенции об открытом море относительно пиратства были включены в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Конвенция 1982 г. предусматривает обязанность государств сотрудничать «в максимально возможной степени в пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства» (ст. 100). Согласно ст.105 Конвенции ООН по морскому праву любому государству в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого-либо государства даются полномочия на захват пиратского судна и арест находящихся на этом судне лиц, включая и захват находящегося на нем имущества.

Основной опасностью морского разбоя состоит в том, что он угрожают международному мореплаванию, нарушает принцип свободы морей. В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 65/40. В результате предпринятой работы в 1988 году на конференции в Риме была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства и Протокол, регламентирующий деятельность по пресечению незаконных актов, направленных против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе. Римская конвенция носит обязывающий характер: каждое государство-участник будет подвергаться соответствующие мерам за преступления, направленные против безопасности мореплавания исходя из тяжести и характера этих преступлений.

Помимо работы в рамках ООН, координационным центром по борьбе с пиратством стала Международная морская организация (ИМО), являющаяся одним из специализированных учреждений ООН и отвечающая за отстаивание мировым сообществом  безопасности судоходства на море. В составе ИМО существует специальный Комитет по безопасности на море, в рамках которого выдвигаются практические советы по борьбе с пиратством. В рамках Международной морской организации была принята Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, ставшая одним из основных международных нормативных актов в области безопасности мореплавания.

С 1 июля 2004 г. вступил в силу Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений Международной морской организации. Кодекс унифицировал стандарты безопасности, являющиеся обязательными для всех государств-участников международных морских перевозок.

ИМО также был создан целый перечень рекомендаций с целью предупреждения и пресечения грабежа и преступлений на море: рекомендации правительствам по предупреждению и пресечению пиратства и вооруженных ограблений морских судов 1999 года; инструкция судовладельцам, судоходным компаниям, капитанам и экипажам судов по предупреждению и пресечению пиратства и вооруженных ограблений морских судов 2002 года; директивы для Центров координации по спасанию на море (ЦКСМ) 2000 года; временные процедуры для ЦКСМ по получению сигналов бедствия 2000 года; кодекс поведения при расследовании актов пиратства и вооруженных ограблений морских судов; резолюция А. 923 (22) ‑ суда‑«призраки» и процесс регистрации.

Существует ряд региональных межправительственных соглашений, направленных на координацию усилий государств отдельных регионов в борьбе с пиратством. Так, в 2006 году  вступило в силу  Соглашение 14 государств Азии о сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженными ограблениями судов (ReCAAP).

Активность пиратов в XXI веке демонстрирует малоэффективность мер, предпринимаемых мировым сообществом в этой сфере. Торговые суда продолжают становиться жертвами пиратов. Феномен сомалийского пиратства демонстрирует полнейшую беспомощность и растерянность мирового сообщества перед лицом данной угрозы. 

Существует несколько причин существования пиратской деятельности:

  • политические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни прибрежных государств. Бездеятельность государств в пределах своей сухопутной территории требует того, чтобы такие государства несли за это международно-правовую ответственность, что могло бы сподвигнуть правительства к принятию более эффективных мер;
  • возможное негативное влияние санкций на деятельность третьих государств, зависящих от морских перевозок;
  • невозможность ряда государств осуществлять правоохранительные меры в отношении своих граждан, занимающихся пиратством. Здесь только международное сотрудничество и помощь могут принести ощутимый эффект
  • неэффективности заложенного Конвенцией 1982 года механизма привлечения к ответственности на основе принципа универсальной юрисдикции
  • отсутствие у ООН полномочий на совершение сухопутных операций по пресечению пиратства
  • несовершенство национального законодательства большинства государств, регулирующего борьбу с пиратством. В том числе полное отсутствие такого состава преступления как пиратство
  • отсутствие контроля за деятельностью судна со стороны государства флага.

Таким образом, рассмотрев современное состояние нормативно-правового регулирования вопросов сотрудничества государств в борьбе с пиратством, следует сделать вывод о том, что отсутствует конкретный механизм сотрудничества между государствами. Правовые инструменты предупреждения и пресечения актов пиратства нуждаются в детализации. Целый блок правовых проблем связан с вопросами привлечения к ответственности за совершение разбоя на море. Мировому сообществу потребуется еще не мало времени, чтобы подойти к решению обозначенных проблем.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
23.04.2024