Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Международная организация уголовной полиции – Интерпол

В современных условиях, когда преступность принимает организованные формы, носит транснациональный, а во многих случаях и глобальный характер, особое значение приобретает объединение усилий государств путем международного сотрудничества. Особая роль в таком сотрудничестве принадлежит международным правоохранительным организациям. Одним из старейших таких объединений является Международная организация уголовной полиции – Интерпол (The International Criminal Police Organization – INTERPOL (сокращенное название происходит от англ. International police). Исторической точкой отсчета существования современного Интерпола является 1956 г., когда на 25-й сессии Международной комиссии уголовной полиции (создана в 1923 году), проходившей в Вене, был принят Устав организации. В 1966 г. Интерпол признан Организацией Объединенных Наций международной, а в 1971 г. - межправительственной организацией. С 1996 г. Интерпол участвует в сессиях Генеральной Ассамблеи ООН в качестве наблюдателя. В 1989 г. штаб-квартира Организации была перенесена в г. Лион (Франция). 27 сентября 1990 года СССР стал полноправным членом этой организации. Его правопреемницей в настоящее время является Российская Федерация.

В настоящее время Интерпол  - это крупная международная организация, вторая по численности после ООН и самая крупная организация правоохранительных органов, членами которой являются 190 государств.

Сегодня Интерпол − международная правоохранительная организация уголовной полиции, координирующая международное сотрудничество полицейских органов (учреждений) различных стран в борьбе с общеуголовными преступлениями.

Правовую основу деятельности Интерпола составляют его Устав и Регламент. В соответствии с Уставом (ст. 2) Международная организация уголовной полиции - Интерпол, координирующая деятельность полицейских органов (учреждений) различных стран в борьбе с общеуголовной преступностью, учреждена с целью:

  1. a) обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека;
  2. b) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней.

Узконаправленная специализация Интерпола раскрывается в ст. 3 Устава, которая запрещает Организации вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

В основе правового регулирования организации и деятельности Интерпола лежит ряд общих и специальных принципов.

К общим принципам основополагающего характера относятся:

- принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

- принцип равенства членов организации;

- принцип уважения государственного суверенитета стран – членов;

- принцип обеспечения неотвратимости ответственности за преступления.

Специальные принципы деятельности Интерпола заключаются в следующем.

Принцип ограничения сотрудничества только борьбой с общеуголовными преступлениями. Еще в 1946 г. Международная комиссия уголовной полиции определила, что ее деятельность по предупреждению преступности и борьбе с ней ограничена исключительно общеуголовными преступлениями. Это должно гарантировать нейтралитет организации и уважение суверенитета государств. При этом под общеуголовными преступлениями понимаются виновные общественно опасные деяния, которые подлежат наказанию в соответствии с обычным уголовным правом большинства стран - членов и не носят политического характера.

Принцип функциональности сотрудничества означает, что любой национальный правоохранительный орган, компетентный реализовать свои полномочия в сфере борьбы с преступностью, может участвовать в международном сотрудничестве по линии Интерпола, независимо от своего официального названия. В этом смысле под уголовной полицией понимаются функции, а не сама система полицейских органов.

Принцип гибкости и оперативности методов деятельности означает, что Интерпол используют в своей работе методы достаточно гибкие, легко изменяемые и оперативные, учитывая существование большого разнообразия социальных и политических структур, а также ситуаций, возникающих в различных странах мира. При этом международное полицейское сотрудничество зависит, прежде всего, от действий, предпринимаемых полицейскими органами стран-членов.

Принцип законности, требующий от сотрудников Интерпола и Национальных центральных бюро строгого следования и точного исполнения норм как национального законодательства, так и международного права.

Принцип гуманизма, раскрывающийся в признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Согласно ст. 5 Устава уставными органами Международной организации уголовной полиции - Интерпол являются:

- Генеральная Ассамблея;

- Исполнительный комитет;

- Генеральный секретариат;

- Национальные центральные бюро;

- советники;

- Комиссия по контролю за архивами Интерпола.

В настоящее время вице-президентом Интерпола впервые избран россиянин, Начальник Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола МВД России, генерал-майор полиции Александр Васильевич Прокопчук.

Вопросы, относящиеся к деятельности Интерпола, приобретают все большую актуальность для нашей страны, расположенной на пересечении многих торговых и миграционных путей.

Тесное сотрудничество с Интерполом, являющимся главной организацией, ведущей борьбу с преступностью в глобальном масштабе, наша страна начала 27 лет назад. 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генассамблеи в Монреале тогда еще СССР пополнил ряды организации.

За 20 с лишним лет значительно расширилась география сотрудничества в рамках организации. Если в 1991 г. контакты поддерживались с 35 странами, то уже через год взаимодействие осуществлялось с 83 государствами. Сейчас у России налажено взаимодействие с европейскими странами, особенно с Германией, Испанией, Польшей. В 2011 г. впервые состоялись выдачи из Марокко, Норвегии, Сьерра-Леоне, Канады, Таиланда. В 2015 г. Россия взаимодействовала уже со 169 странами, что демонстрирует существенный прогресс в этом направлении сотрудничества.

Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государст­во-участник определяет орган (Национальное центральное бюро — НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Органи­зацией.

Задачей НЦБ является координация действия в области сотрудничества государственной полиции с аналогичными органами иностранных государств.

НЦБ обеспечивают круглосуточный обмен информацией между уполномоченными сотрудниками правоохранительных органов своего государства и стран-членов.

При этом НЦБ:

- должны иметь систему постановки на учет в национальные базы данных информации, представляющей оперативный интерес,

-  обеспечивать возможность оперативного исполнения запросов, поступающим по каналам Интерпола,

- не допускать несанкционированный доступ к информации Интерпола и его системам связи.

Неотъемлемой частью Интерпола, функционирующее в системе МВД России, является Национальное центральное бюро Интерпола. Бюро обеспечивает взаимодействие и иных российских правоохранительных органов с зарубежными коллегами и Генеральным секретариатом Интерпола. Для оперативного решения задач, стоящих перед НЦБ Интерпола, в Российской Федерации созданы и функционируют его территориальные подразделения (филиалы). Ныне территориальные подразделения НЦБ действуют в 80 субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день они являются связующим звеном между НЦБ и региональными правоохранительными органами, решая задачи по обеспечению эффективного международного обмена информацией о преступлениях.

Деятельность Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации регламентируется Конституцией России, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, международными договорами, участником которых является Российская Федерация, общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом Интерпола и обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Организации, Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России, а также иными нормативными правовыми актами в сфере борьбы с преступностью.

НЦБ осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.

Главными задачами Национального центрального бюро Интерпола МВД России определены:

- обеспечение эффективного международного обмена информацией о преступлениях;

- оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

-     наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.

Одним из приоритетных направлений деятельности НЦБ Интерпола МВД России и территориальных подразделений является информационное обеспечение международного розыска. По состоянию конец 2014 года в розыске по каналам Интерпола значилось 2222 обвиняемых / осужденных, объявленных в международный розыск по инициативе российских правоохранительных органов. Из них с целью ареста и выдачи разыскивается 2154 обвиняемых / осужденных (2149 обвиняемых и 5 осужденных), с целью установления места нахождения – 64 обвиняемых.

Благодаря Интерполу резко возросли возможности российских правоохранительных органов в розыске преступников и без вести пропавших лиц. В 2015 году в Россию выдано более 20 обвиняемых, находящихся в международном розыске.

Значительный объем оперативно-информационного обмена НЦБ Интерпола и его территориальных подразделений с российскими и зарубежными партнерами приходится на сферу противодействия отдельным видам транснациональной преступности и международного терроризма. Россия также участвовала в ряде таких крупных проектов, как операция «Калкан», целью которой является сбор, анализ и обмен информацией о террористических организациях, действующих в центрально-азиатском регионе. Только в 2014 году по инициативе НЦБ Интерпола и его подразделениями на местах проведены проверки в отношении 300 фигурантов с целью установления фактов их пребывания на территории Сирии, Турции, Египта, Ливии, Ирака для участия в террористической и экстремистской деятельности.

Интерпол достаточно активно используется при оперативном сопровождении уголовных дел по преступлениям в сфере экономической безопасности и коррупционной направленности.

Еще одним из приоритетных направлений деятельности НЦБ Интерпола является международный розыск автотранспорта. В 2013 — 2014 гг. по результатам «Авто-VIN» в России найдено более 300 транспортных средств, находящихся в розыске. 

Кроме участия в международных проектах Интерпола, НЦБ РФ организовывает и локальные проекты, например, проект «Раритет», организованный в 2013 г. и направленный на профилактику хищений произведений искусства. За последние годы российские правоохранительные органы в сотрудничестве с Интерполом ликвидировали несколько крупных преступных группировок.

Одним из приоритетных направлений деятельности Интерпола является борьба с незаконным распространением наркотиков.

Возможности НЦБ Интерпола активно используются при проведении международных спортивных мероприятий для проверки иностранных граждан, документов, по базам данных Интерпола.

Кроме того, в связи с развитием информационных технологий увеличиваются масштабы киберпреступности. В связи с этим в ноябре 2013 г. была создана Евразийская рабочая группа Интерпола по борьбе с киберпреступностью. Россия уделяет немалое внимание борьбе с киберпреступностью, которая сейчас принимает все большие масштабы и несет в себе огромную опасность для мирового сообщества.

В рамках Интерпола действует институт экстрадиции. За 2015 г. сотрудниками НЦБ было осуществлено 55 экстрадиций и депортаций. Однако есть моменты, осложняющие процесс выдачи. Дело в том, что при аресте преступника на территории иностранного государства и при его выдаче в процесс вступают как законодательство страны, так и международные соглашения и конвенции. А здесь существенным препятствием является тот факт, что Россия имеет соглашения о выдаче не со всеми странами-членами Интерпола. Из-за этого возникает много сложностей.

Сотрудничество государств в борьбе с преступностью идет по пути создания специализированных региональных международных организаций. Например, в целях более тесного взаимодействия государств-членов Европейского союза в 1998 году  и было создано Европейское полицейское ведомство (Европол). С Европол Россия сотрудничает в рамках соглашения от 6 ноября 2003 г.

Необходимо заметить, что в процессе осуществления своей деятельности Европол ни в коем случае не подменяет собой или не ставит в зависимость деятельность национальных правоохранительных органов государств-членов Европейского союза. Деятельность Европола носит информационный или координационный характер. Согласно ст. 88 Договора о функционировании Европейского союза, она призвана обеспечивать «поддержку и усиление деятельности полицейских и иных репрессивных служб государств-членов, а также их взаимного сотрудничества».

Таким образом, Россия прилагает немало усилий в борьбе против преступности в рамках организации, принимая участие во многих ее проектах. Возросший авторитет Российской Федерации в Интерполе свидетельствует о том, что она играет далеко не последнюю роль. Здесь виден явный прогресс. Более того, есть предпосылки к дальнейшему развитию  и углублению сотрудничества, даже несмотря на недавние политические события, спровоцировавшие напряженность в отношениях России с другими государствами.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии 1

Было бы полезным сопроводить гиперссылками на сайт организации

Было бы полезным сопроводить гиперссылками на сайт организации
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
24.04.2024