Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Государственный суверенитет и права человека

Изначально вопрос о правах человека находился исключительно во внутренней компетенции государств. Стоит отметить, что даже в Уставе Организации Объединенных Наций положение о правах человека заявлено только в качестве одной из целей (ст.1 п.3 Устава ООН), в то время как положения, имеющие отношение к государственному суверенитету указываются именно в Принципах организации (ст.2 Устава ООН), что свидетельствует об императивном характере положений о суверенитете, таким образом, значение государственного суверенитета в документе выше, чем значение прав человека.

  Тем не менее, появление универсальных и региональных документов в области прав человека (Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, Европейской конвенции прав человека 1950 года, Межамериканская конвенция о правах человека 1969 года, Африканская хартия прав человека и народов 1981 года и др.), судебных механизмов защиты прав человека (Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека и т.д.), а также закрепление положения о правах человека в качестве одного из принципов Хельсинского Заключительного акта 1975 года привело к постепенной универсализации принципа о защите прав человека. Таким образом, вопрос о правах человека постепенно изымается из внутренней компетенции государств и переводится на надгосударственный (надсуверенный) уровень.

 В 2005 году в рамках ООН была представлена Концепция «Ответственность по защите», согласно которой суверенитет – это не привилегия государства: суверенитет подразумевает обязанность государств защищать права людей на своей территории и в случае, если государство не справляется с этой функцией, международное сообщество имеет право вмешаться, т.е. ответственность по защите прав человека перекладывается на международное сообщество. Ряд стран воспринял концепцию негативно, полагая, что она служит оправданием для вмешательства во внутренние дела государств. Так, в 2011 году Бразилия в лице  президента Дилмы Русефф, предложила дополнить документ 2005 года  концепцие «Ответственность во время защиты», которая подразумевала определенную регламентацию действий международного сообщества во время проведения гуманитарного вмешательства с целью предотвращения массовых жертв среди мирного населения.

 Положение о правах человека закреплено в числе императивных принципов международного права, так же как и положение о государственном суверенитете. Считается, что все десять императивных принципов имеют равный вес в международном праве, однако появление подобных концепции, как «Ответственность по защите», фактически ставит положение о правах человека выше остальных императивных принципов.  

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии 1

Отличная заметка, но надо-бы указать, что концепция "гуманитарного вмешательства" может быть реализована только, если станет договором, в котором его участники согласятся на внешнее вмешательство в свои дела под предлогом защиты прав человека. Вот было бы здорово, если бы США и страны ЕС согласились на такое в качестве примера их демократичности.

Отличная заметка, но надо-бы указать, что концепция "гуманитарного вмешательства" может быть реализована только, если станет договором, в котором его участники согласятся на внешнее вмешательство в свои дела под предлогом защиты прав человека. Вот было бы здорово, если бы США и страны ЕС согласились на такое в качестве примера их демократичности.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
18.04.2024