Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Агрессия НАТО в Косово как пример нарушения норм МП

Какова международно-правовая сторона операции под кодовым названием "Союзная сила", проводившаяся Североатлантическим Альянсом в Косово?

Карательная операция, носившая кодовое название "Союзная сила" - одна из первых операций НАТО, попирающих установленные международно-правовые порядки. В условиях появившегося однополярного мира она стала толчком к целой серии актов агрессии США и их союзников: вспомним войну в Афганистане, вторжение в Ирак, интервенцию в Ливию. Изучение первых операций НАТО, совершенных без какого-либо противодействия со стороны легитимных международных организаций, особенно важно для понимания современной внешней политики "исключительной нации".

Начну я  с определения агрессии, утвержденного резолюцией 3314 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года. Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций. Содержимое этого определения всецело отображает суть действий Североатлантического альянса в период с 24 марта по 10 июня 1999 года в Косово. Операция ставила задачу получения контроля над территорией Косова путем размещения в крае войск НАТО, что и было достигнуто в итоге противозаконными средствами. НАТО нарушило не только основополагающие международно-правовые акты, но и собственные внутренние документы. Обратимся к их положениям.

Статья 53 Устава ООН  гласит, что за исключением случаев самообороны, региональные или любые другие военно-политические организации, в том числе и такие, как НАТО, не имеют права применять силу без полномочий Совета Безопасности для осуществления принудительных действий под его руководством. 
Эти тезисы формально подтверждает статья 1 Североатлантического договора от 4 апреля 1949 года. Вооруженное нападение стран НАТО на Косово противоречит ее положениям, содержащим обязательства государств-членов НАТО ''разрешать все международные споры, в которые они могут быть вовлечены, мирными средствами''. Статья 6 указывает, что компетенция НАТО ограничивается территориями государств-членов альянса, а статья 7 признает ответственность СБ ООН за поддержание международного мира и безопасности. Здесь прослеживаются явные противоречия с реальными действиями НАТО в Косово: Североатлантический Альянс беспрепятственно начал вооруженное вторжение на суверенную территорию, итогом которого стало убийство нескольких тысяч мирных граждан, а имущественный ущерб региону составил порядка 100 млн. долларов. 

Обратимся к ст. 13 ч. 4 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов. В п.1 и 2 прямо говорится о том, что "гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население". Однако в НАТО предпочли не вспоминать эти положения, когда в результате его неизбирательных нападений наибольшим страданиям подверглось именно гражданское население. 

Альянсом были нарушены принципы Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года: принципы неприменения силы или угрозы силой, мирного урегулирования международных споров, принципы территориальной целостности, нерушимости границ. Проигнорированными остались и положения Хельсинкского документа СБСЕ 1992 года.

Положение усугубилось, когда на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне 23-24 апреля 1999 г. Альянс провозгласил новую Стратегическую концепцию североатлантического союза.  В ней говорится, что идет "процесс становления новой, основанной на большей интеграции Европы, создается структура евроатлантической безопасности, в которой НАТО играет главную роль". Этот беспрецедентный документ позволил НАТО "наказывать" неугодные ему страны по собственному усмотрению, без оглядки на ООН.

Резолюция Совета Безопасности 1244, принятая 10 июня 1999 г., по сути оправдала агрессию НАТО в Косово, не дав ей никакой правовой оценки и даже не упомянув о ней в тексте документа. СБ ООН "требует, чтобы Союзная Республика Югославия немедленно и поддающимся контролю образом прекратила насилие и репрессии в Косово, и начала поддающийся контролю поэтапный вывод из Косово всех военных, полицейских и военизированных сил согласно ускоренному графику", а также постановляет развернуть в Косово "международное гражданское присутствие" и "международные силы безопасности". Вся полнота ответственности за жертвы и разрушения была фактически возложена на СРЮ, а решение о развертывании "международных сил безопасности" закрепило позиции Североатлантического Альянса в регионе.

Итак, агрессия, развязанная НАТО против Косова, является примером вопиющего нарушения норм международного права. В условиях однополярного мира США и НАТО стали подменять собой миротворческие функции легитимных и общепризнанных международных организаций с целью собственного географического военного расширения и насаждения "демократии" на Балканах по американскому образцу. Агрессия НАТО не была осуждена на международном уровне, что позволило Альянсу самовольно уполномочить себя на проведение подобного рода операций в дальнейшем без санкций ООН.

 

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
25.04.2024