Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

О защите культурного наследия

В пункте 38 Концепции внешней политики России от 2016 года, зафиксировано, что Россия будет способствовать «формированию партнерства между культурами, религиями и цивилизациями» в рамках ООН.   Министерство иностранных дел особо подчеркивает то, что линия ЮНЕСКО, направленная на развитие международного сотрудничества в сфере культуры, науки и образования на равноправной и деполитизированной основе для закрепления многополярного соответствует внешнеполитической линии, которую  проводит Россия. В связи с этим особый интерес представляет правовое обеспечение участия России в ЮНЕСКО, которая является ведущей организацией в области культуры, науки и образования.

Одной из основных задач ЮНЕСКО является выявление и защита культурного наследия. Одним из ключевых документов в этой сфере является Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, которая была принята в 1972 году, а для СССР данный документ вступил в силу в 1989 году. Важной статьей данной Конвенции является пункт 4, согласно которому Стороны признают, что охрана, популяризация и передача будущим поколениям культурного наследия является обязанностью самих государств. Также государства должны проводить общую политику, создавать специальные службы, принимать специальные юридические меры для охраны культурного и природного наследия и популяризировать научные исследования в этой области. В Конвенции определяется, что под международной охраной понимается создание системы сотрудничества и помощи для оказания помощи государствам в выявлении и сохранении этого наследия. Еще одним важным пунктом стало создание «Фонда всемирного наследия», средства которого состоят, в том числе и из добровольных и обязательных взносов государств.  Также, учреждаемый Конвенцией Межправительственный Комитет по охране всемирного культурного и природного наследия составляет, обновляет и публикует «список всемирного наследия». Здесь нужно отметить, что на территории России расположено 27 объектов, внесенных в эти списки.

Как видно из анализа Конвенции государства сами обязаны охранять культурное и природное наследие. В рамках выполнения этих обязательств в России существует ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), где в статье 6 определено, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, финансовых, организацинных и иных мер направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Подводя итоги, нельзя не подчеркнуть то, что вопросы охраны культурного и исторического наследия все больше политизируются и международное право в этой области не всегда соблюдается. Так, например, Россия обеспокоена сносом советских памятников в ряде стран Восточной Европы, что напрямую противоречит двусторонним договоренностям, но  вполне вписывается в политическую линию на отказ от всего, связанного с СССР, которую взяли эти страны. Возможно, здесь должна активизироваться роль ЮНЕСКО по защите этих памятников. И именно поэтому Россия отводит такую важную роль именно этой организации, так как она является уникальной площадкой сотрудничества в области культуры, науки и образования.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
25.04.2024