Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Ядерная сделка с Ираном: перспективы развития ситуации с точки зрения международного права

От возможного разрыва ядерной сделки Ирана с Западом не выиграет никто: Иран проиграет немедленно, Запад — чуть позже, когда в Тегеране придут к власти консерваторы. Но это и позволяет надеяться на сохранение соглашения.
В первую очередь нужно понимать, что у каждой из сторон есть свои внутриполитические причины делать жесткие заявления, и не факт, что они готовы и на столь же жесткие действия. Например, Нетаньяху традиционно использует тему Ирана для увеличения своей поддержки. Он также подыгрывает своим партнерам в США, показывая, что у них есть причины не доверять Тегерану. Но по сути заявление израильского премьер-министра — это информационное шоу. Факт наличия у Тегерана военной ядерной программы «Амад», которая была свернута то ли в 2003-м, то ли в 2005 году, в принципе, был известен, хотя и неофициально. Но доказательств продолжения действия программы в выступлении Нетаньяху не было: да, теперь мы знаем, что проект «Амад» точно был и где-то на юге Тегерана хранилась документация по нему, а где-то по-прежнему работают ученые-ядерщики, его развивавшие. И только. Отказываться от исполнения СВПД на этом основании нелогично: обвинить Иран в нарушении условия договора на основании доклада Нетаньяху нельзя. Куда логичнее заставить Тегеран и далее следовать принципам СВПД, которые дают определенную гарантию, что страна не сможет получить доступ к ядерному оружию.

627 просмотров
0 Комментариев

Источники права арабского халифата

Одновременно с возникновением Халифата формировалось его право - шариат (в пер. с арабского «шариа» - надлежащий путь). Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками явились

  • Коран- главная священная книга ислама. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.
  • Сунна- сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права. Впоследствии отношение к этому источнику в мусульманском мире стало неоднозначном: мусульмане-шииты признают не все хадисы.
  • Иджма- решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в названных выше источниках. Впоследствии эти решения получили признание выдающихся правоведов-теологов.

Считается, что Мухаммед при названных условиях поощрял свободное усмотрение судей (иджти-хад). По преданию, Мухаммед сказал: «Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознагражден вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере».

4226 просмотров
0 Комментариев