Блоги гуманитарного права

Публикации идей, заметок, рукописей

Международно-правовое регулирование нелегального оборота наркотиков и позиция России

Международно-правовая база для борьбы с незаконным оборотом наркотических средств включает в себя как двусторонние, так и многосторонние документы. Первые попытки закрепить ограничение нелегального изготовления психотропных веществ  в универсальных международно-правовых документах предпринимались еще с начала ХХ века. На сегодняшний момент наиболее всеобъемлющими и ключевыми в сфере противодействия нелегальному производству и распространению наркотиков являются три документа, разработанные в рамках Организации Объединенных Наций. Первый из них - это  Единая конвенция о наркотических средствах от 1961 года, дополненная протоколом о поправках к ней от 1972 года, которая  включает списки наркотических веществ и механизмы контроля над оборотом наркотиков.Также в единую международно-правовую систему по борьбе с транснациональным наркобизнесом входят Конвенции о психотропных веществах от 1971 года и о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ  от 1988 года.

1008 просмотров
1 комментарий

Иск России в ВТО по Третьему энергопакету Европейского Союза

В апреле 2014 года Россия подала иск во Всемирную торговую организацию, касающийся Третьего энергопакета ЕС. Российская претензия заключается в том, что положения данного энергопакета идут вразрез с  обязательствами Европейского Союза в ВТО по базовым принципам наибольшего благоприятствования, недискриминации и доступа на рынок. Также Третий энергопакет затрудняет российские поставки энергоносителей в страны ЕС и препятствует строительству новой транспортной инфраструктуры в нефтегазовой сфере, в частности, это коснулось проекта строительства «Южного потока». Данный пакет затрагивает интересы вертикально интегрированных компаний, главным образом, компании «Газпром», ограничивая ее коммерческую деятельность на территории Европейского Союза.   В свою очередь, Европейский Союз отвергает обвинения, указывая что Третий энергопакет не противоречит обязательствам ЕС в ВТО.

865 просмотров
0 Комментариев

Международно-правовое регулирование экстрадиции

Выдача компетентным органам иностранного государства лиц, совершивших преступление, с целью их дальнейшего привлечения к уголовной ответственности либо непосредственно приведения судебного приговора в исполнение является одной из форм международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере. Российский Уголовный кодекс предусматривает возможность экстрадиции находящихся на территории России лиц, осужденных за совершение преступления или совершивших преступное деяние за пределами Российской Федерации. Условия, при которых в выдаче будет отказано, предусмотрены международно-правовыми документами и национальным законодательством нашей страны.

1054 просмотров
0 Комментариев

Государственный суверенитет и права человека

Государственный суверенитет и права человека

Изначально вопрос о правах человека находился исключительно во внутренней компетенции государств. Стоит отметить, что даже в Уставе Организации Объединенных Наций положение о правах человека заявлено только в качестве одной из целей (ст.1 п.3 Устава ООН), в то время как положения, имеющие отношение к государственному суверенитету указываются именно в Принципах организации (ст.2 Устава ООН), что свидетельствует об императивном характере положений о суверенитете, таким образом, значение государственного суверенитета в документе выше, чем значение прав человека.

866 просмотров
1 комментарий

О Концепции внешней политики России

Концепция (доктрина) внешней политики любого государства есть такой концептуальный документ, который должен определять не тактические шаги, а стратегическое направление деятельности государства, то есть рассчитанные на долгосрочную перспективу. Однако период обновления российской  концепции внешней политики с каждым разом сокращается (так, например, новая редакция Концепции внешней политики РФ появилась уже через три года). Российская внешнеполитическая концепция не всегда задает очевидное направление внешнеполитического курса, представляя иногда лишь оперативную реакцию на текущие (даже не структурные) изменения внешнеполитической среды. Особенно это проявляется во внешнеполитическом курсе России на постсоветском пространстве, например, в отношении Украины и Грузии.

952 просмотров
1 комментарий

Внешняя политика и международное право

Внешняя политика того или иного государства определяется двумя группами факторов: внутригосударственные и внешние. Последняя группа подразумевает непосредственно состояние международной среды, которое может стать, с одной стороны, ограничителем внешней политики  государства, а с другой – предоставить  возможности для реализации своих национальных интересов. В рамках международной системы  происходит взаимодействие международного права и внешней политики государств, так как международное право функционирует в той же среде, в которой государства реализуют свой внешнеполитический курс. Таким образом, вопрос о соотношении международного права и внешней политики есть вопрос о соотношении права и политики в системе международных отношений. Стоит отметить, что международно-правовые акты и порождаемые ими отношения носят как юридический, так и политический характер, так как результатом внешнеполитического взаимодействия государств являются международные и политические отношения, которые требуют адекватного регулирования, а именно международно-правовых норм. Однако, если все международное право имеет политическую природу, то отнюдь не вся политика в международной среде укладывается в рамки международно-правового поведения.

1177 просмотров
0 Комментариев