БЕЛЯНСКАЯ Лариса Игоревна,
кандидат юридических наук, старший преподаватель
Московского университета МВД России

Сегодня Арктика привлекает многие страны богатыми запасами нефти и газа, другими ресурсами. Климатические изменения и рост технического потенциала недропользования могут сделать Северный Ледовитый океан оживлённой промышленной зоной и транспортной магистралью между Европой, Азией и Америкой. Интерес разных стран к этому региону растет, одновременно растут и опасности для российских национальных интересов.

Эти опасности, носят не только политико-экономический и силовой характер, но и – чисто юридический. Так, извне усиленно нагнетается миф о неправомерности российских прав на недропользование в Арктике. Под ложным предлогом несовершенства правовой базы навязывается идея передела сфер недропользования и владений в Арктике. Нашу страну удалось достаточно глубоко втянуть в политико-дипломатические дискуссии вокруг территориальной принадлежности северных морских пространств. Под этим предлогом страны НАТО добились одностороннего отказа России в пользу Норвегии от своей территории в 175 тысяч квадратных километров в Баренцевом море и в Северном Ледовитом океане[1].

Чтобы окончательно подорвать присутствие России в северных широтах, в общественном мнении нагнетается миф о том, что якобы Конвенция ООН по морскому праву 1982[2]позволяет России претендовать всего лишь на 12 миль территориальных вод в Северном Ледовитом океане. Правовую неграмотность в сфере недропользования демонстрируют и всякого рода форумы полярников, экологов и географов. Растут расходы на доказывание, что подводный хребет Ломоносова – является продолжением российской континентальной платформы. Однако какими бы благими намерениями подобные мероприятия не сопровождались, они в конечном счете, наносят непоправимый ущерб нашей стране, ставят под сомнение законность ее владений в Арктике, а также в Охотском море.

В этой связи хотелось бы напомнить правовые основы недропользования в этой зоне. Дело в том, что Конвенция ООН по морскому праву к вопросу о территориальных владениях России в Арктике и Охотском, да и во всех других морях никакого отношения не имеет. В статьях 74 и 311 Конвенции закреплено, что она не затрагивает никаких предыдущих договоренностей, включая вопросы разграничения и делимитации исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями. Конвенция была заключена в 1982 г. - гораздо позже того, как был определен статус континентального шельфа СССР в Охотское море.

В ноте российского МИД от 4 сентября 1916 г. земли и острова, открытые в заполярье, объявлялись включенными в территорию России. Была подтверждена российская принадлежность всех заливов, бухт, рейдов русского побережья Северного Ледовитого океана, а также ранее открытых островов, которые «вместе с островами Новосибирскими, Врангеля и иными, расположенными близ азиатского побережья Империи… составляют продолжение к северу континентального пространства Сибири»[3]. 4 ноября 1924 г. СССР в ноте всем государствам подтвердил это положение. В 30-е годы XX в. сложилась обычная норма международного права деления северных полярных пространств на секторы по принципу тяготения их к побережьям прибрежных государств (Канада и Норвегия – в 1925 г., СССР – в 1926 г., Дания – в 1933 г.). Эта норма сложилась на основе длительного фактического разграничения прав и интересов соответствующих государств, признания за ними приоритета в исследовании и освоении соответствующих районов[4].

Границы северных полярных владений СССР от Кольского полуострова через Северный полюс до Берингова пролива (около 9 млн. км2, из них 6,8 млн. км2 – водное пространство) были определены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г.[5]Согласно ст. 1 и 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1968 г. "О континентальном шельфе Союза ССР" внешняя граница участков континентального шельфа СССР в районах, примыкающих к побережью или к островам СССР определяется за конвенционным пределом глубины в 200 метров, «до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов». Граница континентального шельфа СССР в тех случаях, когда он примыкает к шельфам других государств, определяется договорами СССР с этими государствами. При отсутствии таких договоров граница континентального шельфа СССР с государством, шельф которого является смежным, определяется по принципу равного отстояния[6].

Согласно Декларации о государственном суверенитете[7], Закону 1990 г., № 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР»[8], а также ст. 4 Конституции Российской Федерации территория была определена в границах российской части СССР, включая и арктические и другие территории РСФСР.

В 2001 г. Россия единственная из пяти арктических стран обратилась с заявкой о делимитации границ своего континентального шельфа, пределы которого никем не оспаривался. ООН оставила без рассмотрения эту заявку, тем не мене продолжается работа над новыми заявками. Расходуются средства на доказывание принадлежности шельфа в российском секторе Арктики. В 2010 г. на это было выделено около 1,5 млрд рублей. С 2010 года проходят регулярные встречи представителей североевропейских государств: Норвегии, Финляндии, Дании, Швеции и Исландии, посвященные арктической безопасности. По существу речь идет о создании дипломатического фона оспаривания прав России на северные владения.

Однако по состоянию на дату ратификации Россией Конвенции ООН по морскому праву в марте 1997 г. не имелось никаких споров о «советской части» шельфа в Арктике и в Охотском море. Поэтому любые требования о пересмотре Государственной границы России являются полностью юридически несостоятельными в силу международного права. В частности, согласно оговорке, которую Россия официально сделала Федеральным законом 1997, № 30-ФЗ о ратификации Конвенции ООН по морскому праву, о том, что наша страна не принимает никаких обязательных процедур, влекущих за собой обязательные решения при рассмотрении споров, связанных с делимитацией морских границ[9].

Никаких юридических сомнений в отношении суверенных прав России в Арктике нет и быть не может. Сектор Арктики вместе со всем ее «советским шельфом» и недрами под ним – это суверенные владения нашей страны, такая же неприкосновенная часть территории России как все остальные – это общенародное достояние нашего многонационального народа. Все участки моря и суши, которые принадлежали СССР в границах России, не подлежат отторжению от нее ни под каким предлогом.

Именно поэтому необходимо укреплять государственное регулирование мореплавания в акватории российского сектора Арктики, и в частности, Северного морского пути в соответствие «Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой Президентом Российской Федерации 28 июля 2001 г., что послужит цели обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике.

Федеральным законом определено понятие «акватория Северного морского пути»[10], установлен её статус, включая порядок выдачу разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути. В целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов законодательно определено содержание правил плавания в акватории Северного морского пути, устанавливается плата за ледокольную проводку судна, ледовую лоцманскую проводку судна в акватории Северного морского пути. Представляется, что этот порядок нужно распространять на весь российский сектор Арктики.

Исходя из того, что Россия не брала на себя никаких обязательств по ограничению своего суверенитета в Арктике, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, особенно, в сфере регулирования отношений, связанных с плаванием судов в Арктике. В частности, необходимы соответствующие изменения в Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания».

Необходимы новые законы о защите национальных интересов России в Арктике, который позволит создать единую систему управления в этой акватории и современную инфраструктуру, обеспечивающую безопасные условия плавания судов в арктических морях, включая навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, а также ледокольное и ледовое лоцманское сопровождение проектов по возведению нефтегазодобывающих платформ и объектов по исследованию и разработке континентального шельфа и морского дна Арктики.

Ссылки:

[1] См.: Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. № 57-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2030.

[2] Бюллетень международных договоров, 1998, № 1, с. 3 – 168.

[3] Глебов И.Н. Международное право. Словарь. М., Дрофа, 2011. С. 56.

[4] Глебов И.Н. Международное право. Учебник для вузов МВД. М. 2002. С. 153.

[5] Собрание законодательства СССР, 1926, № 32, ст. 203.

[6] Свод законов СССР, 1990, т. 4, с. 549.

[7] Декларации СНД РСФСР от 12 июня 1990 г. № 22-1 "О государственном суверенитете РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, № 2, ст. 22.

[8] Ведомости ВС РСФСР, 1990, № 22, ст. 260.

[9] Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 9, ст. 1013.

[10] Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 132-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути" // Собрание законодательства РФ, 2012, № 31, ст. 4321.